Сегодня день рождения Игоря Владимировича Кваши. Ему исполнилось бы 85 лет. Коллеги говорили о нём, что он «упрямый выразитель самого сильного поколения». Имеется в виду то поколение, которым начинался театр «Современник». Но вот сила – это совсем не первое, что демонстрировал Игорь Кваша. Да он вообще никогда ничего не демонстрировал. На сцене, и на экране – да, это была его работа. А по жизни – мягкий, искренний, без капли заносчивости и снобизма. И невероятно участливый. Сам говорил о себе «я не умею отстраняться». Говорил о своей работе в телевизионной программе «Жди меня», а отнести это можно было ко всему, чем он жил.
«У нас всегда были с ним рядом гримерки. Прям через стену. Если брать из старшего поколения, то, наверное, с Игорем Владимировичем у меня было самое большое количество совместных спектаклей. Мне лично его не хватает. Не хватает, как друга, наставника, собеседника. Как человека с потрясающим чувством юмора», — отметил народный артист России Сергей Гармаш.
Игорь Кваша — один из тех, кто создавал театр, когда, казалось, сделать это было невозможно – требовалось разрешение сверху. С Олегом Ефремовым в середине 50-х они дали друг другу клятву — не отступать перед трудностями. И не отступили. Репетировали на любых площадках, давали спектакли в полночь, а зрители не расходились до открытия метро. Когда театр появился, Игорь Кваша отказался от звания народного артиста, как и четверо его коллег, считал, что все равны, а от власти награды не нужны . «Современник» сохранил традицию — на афишах театра и сейчас не пишут званий.
«Если бы распределять роли, может быть ему бы досталась бы роль под названием «преданность», или верность», — добавил Сергей Гармаш.
В родном «Современнике» за полвека Игорь Кваша сыграл половину репертуара, успел поработать режиссером с младшим поколением. В спектакле «А вам не хотится ль под ручку пройтиться?» он соединил музыку и русскую поэзию, которую сам блистательно знал, читал наизусть.
«Для меня он живой. У нас всегда были точки соприкосновения. Те, что были, были горячие и искренние: стихи и московский «Спартак». Поэтому нам всегда было о чем поговорить», — заметил актёр Артур Смольянинов.
Игорь Кваша с ранней юности интересовался личностью Сталина, старался пообщаться со всеми, кто знал его лично. Хотел понять, что им двигало, докопаться до сути. Не раз слышал, что и сам внешне похож на вождя. В итоге, сыграл его трижды – и в кино, и в театре.
Акценты, хрипотца — Игорь Кваша порой намеренно менял голос, но все равно зритель не мог его спутать ни с кем.
«Он единственный из современников, кто пел Высоцкого так, что Владимир Семенович говорил, вот смотрите, как правильно поет меня Кваша. Это в спектакле «Свой остров»», — добавил народный артист России Иосиф Райхельгауз
В кино Игорю Кваше доставались преимущественно роли второго плана, часто отрицательные: сомневающийся бургомистр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», пастор из «Человека, с бульвара Капуцинов». Каждого персонажа выбирал тщательно, так что и их забыть становилось невозможно.
Сняться в картине «Достояние республики» в роли атамана Лагутина Квашу уговорил близкий друг Андрей Миронов. Подкупил тем, что съемки пройдут в Кирилло-Белозерском монастыре. Кваша тогда увлекался иконописью и согласился. Трюки в фильме исполнил сам. И гордился тем. Что получил отдельный гонорар за падение с лошади.
Миссией всей жизни была программа «Жди меня». Игорь Кваша помогал находить родных и близких тысячам посторонних людей. Считал «одна исправленная человеческая судьба — важнее искусства». Но сам до конца жизни так и не узнал, что случилось с его отцом, который добровольцем ушел на фронт. Эту тайну сохранила мать Игоря Владимировича, при смерти передала его супруге – не хотели волновать сына: отца расстреляли. Глубокий, знающий, многое переживший, Игорь Кваша написал биографическую книгу «Точка возврата». В которой рассказал о всех, кто помог осуществить, конечно, не подвиг, но что-то героическое.
Оставить комментарий