Только полтора месяца остается до юбилейного 70-го Берлинского международного кинофестиваля, первого в ряду трех крупнейших в Европе. Он пройдет в фестивальном дворце на Марлен-Дитрих-платц с 20 февраля по 1 марта, едва ли не впервые так сблизившись с робкой берлинской весной. Главная причина переноса фестиваля на более поздний срок — увести его подальше от фестиваля в Санденсе, церемоний BAFTA и Oscar.Уже ясно, что последние события на Берлинале вдохнули в него новую энергию. По требованию профессионального киносообщества свой пост покинул многолетний директор фестиваля Дитер Косслик, который в письме 79 немецких режиссеров был подвергнут разносной критике: при нем киносмотр уподобился коммерческим шоу, одновременно упали и уровень программ и репутация одного из главных фестивалей Европы.
В этом году впервые Берлинале пройдет под руководством директорского тандема Карло Шатриата (арт-директор) и Мариэтт Риссенбек (исполнительный директор) — паритет полов в духе времени строго соблюден. Шатриан по происхождению из Турина, по профессии — киножурналист, несколько лет он возглавлял специализирующийся на артхаусе фестиваль в Локарно.
Риссенбек родилась в Голландии, рулила Центром по продвижению немецкого кино German Films; за всю историю Берлинале это первая женщина в его руководстве. Таким образом, грохот гендерных баталий докатился до Берлина и дал свои плоды. Министр культуры и медиа ФРГ Моника Грюттерс, завершая 69-й фестиваль прошлого года, обещала, что Берлинале будет ориентирован на широкую публику, делая упор на политику и на амбициозные программы, что он омолодится и станет более открытым для экспериментов.
Первым свидетельством тотального обновления был тон разосланных журналистам приглашений на аккредитацию — подчеркнуто дружественный, деловой, открытый, располагающий к диалогу. Теперь появился и новый постер, резко отличающийся от традиционных. На нем уже не пируют медведи, не ездят в вагонах метро и не машут лапой со ступеней Дворца. Строгая геометрия: огромная буква В (Berlinale) и по ней — внушительное число 70. Четкая лапидарная графика и яркие колеры: желтый, лиловый, розовый.
В преддверии своего дебюта новые лидеры фестиваля выпустили первое обращение к коллегам-профессионалам и будущим зрителям: «Для нас это особая честь — начинать в год великого юбилея Берлинале. Мы хотели бы, чтобы фестиваль был событием для публики и Берлина, и мы с нетерпением ждем новых встреч. 70-й Берлинале должен дать старт новому сотрудничеству с другими культурными объектами и учреждениями».
Это сотрудничество уже началось: за месяц до открытия 70-го фестиваля по всему Берлину пойдут концерты, презентации фильмов, выставки и дискуссии с участием таких деятелей мирового кино, как Фатих Акин, Дэнни Элфман, Олег Сенцов, Александр Клюге. В их орбиту вовлечены крупнейшие берлинские театры и концертные залы — Volksbühne, театр Максима Горького, Академия искусств, Берлинская филармония, Немецкая киноакадемия… Предстоящий фестиваль пройдет под флагом экологии. В частности, тема сокращения отходов и сбережения планеты уже стала предметом конкурса школьников-кинолюбителей, который организован Берлинской службой утилизации отходов BSR и поддержан фестивалем.
Юбилейный Берлинале учреждает новую программу On transmission, название которой в данном случае можно перевести как «Эстафета». Семи известным режиссерам предложено привезти с собой коллегу по своему выбору, чтобы показать на фестивале собственную картину, оставившую след в истории Берлинале, в паре с картиной коллеги, вступив таким образом в диалог — о преемственности и развитии творческих идей, о том, как фильмы влияют друг на друга. Уже объявлен состав таких пар-участников «Эстафеты»: Энг Ли (Тайвань) и Хирокадзу Коре-Эда (Япония), Клэр Дени и Оливье Ассаяс (Франция), Ильдико Эньеди и Жофия Силадьи (Венгрия), Цзя Чжан Кэ и Хо Мэн (КНР), Маргарет фон Тротта и Ина Вайсе (Германия), Паоло Тавиани и Карло Сирони (Италия), Рой Андерссон и Ники Линдрот фон Бар (Швеция).
Вместе с Берлинале свой 50-летний юбилей отмечает его секция «Форум», посвященная «новому кино» и отслеживающая зарождение новых кинематографий, новых имен и тенденций как в игровом кино, так и в документалистике. По этому случаю 70-й Берлинале полностью повторит программу самого первого «Форума» 1971 года, включая показанную тогда мировую классику и, в частности, советский фильм 1934 года «Счастье» Александра Медведкина — сатирическую сказку о крестьянине, которого обирают помещик, кулак и поп. Объявлены и первые участники конкурсной программы «Форума». Среди них Антон Видокле с американо-украинским фильмом «Граждане космоса», ливанец Акрам Заатари с драмой «Приземление», немцы Амель Альзакут и Халед Абдулвахед с «Пурпурным морем», Грэм Арнфилд из Великобритании с «Призрачной угрозой», американец Кевин Джером Эверсон с «Восстановлением», режиссерская работа канадской актрисы Кики Торн «Солнце» и другие.
20 первых фильмов объявила параллельная главному конкурсу программа «Панорама» — из них 11 мировых премьер. Среди наиболее примечательных американские фильмы «Ассистентка» Китти Грин и «Кровавый нос, пустой карман» Билли и Тернер Росс, «Маленькая девочка» Себастьяна Лифшица (Франция), «Одна из тысячи» аргентинки Кларисы Навас и другие.
Внесены изменения в регламент главного конкурса: из программы исключены внеконкурсные фильмы — они выделены в особую секцию Специальных гала-премьер. Первым гостем новой секции станет итальянец Маттео Гарроне с очередной экранизацией «Пиноккио».Режиссер, известный по мрачной гангстерской саге «Гоморра» и апокалиптическим «Страшным сказкам», утверждает, что на сей раз он сделал картину светлую и семейную. Это подтвердил арт-директор фестиваля Карло Шатриат: «Гарроне представляет героев известной сказки в полном соответствии с идеями Карло Коллоди, но воплощает их в глубоко индивидуальных образах». В роли старого столяра Антонио Джепетто (в вольном пересказе Алексея Толстого ставшего папой Карло) — Роберто Бениньи.
Почетным Золотым медведем 70-й Берлинале наградит Хелен Миррен. На торжественной церемонии будет показан ее фильм «Королева», принесший актрисе премии «Золотой глобус» и «Оскар».
Из всех европейских фестивалей Берлин всегда был самым демократичным: здесь фильмы идут не только в огромных мультиплексах на Потсдамер платц близ фестивального дворца, но и в крупнейших кинотеатрах, разбросанных по всему городу; билеты разлетаются вмиг, длиннейшие очереди к кассам выстраиваются еще с ночи. В среднем кинофорум собирает в своих залах более полумиллиона зрителей ежегодно и по размаху считается крупнейшим в Европе.
Напомним, что в 2019 году Россию в программах Берлинале представлял «Мальчик русский» Александра Золотухина, в 2018-м в главном конкурсе — «Довлатов» Алексея Германа-мл., в 2015-м — его же фильм «Под электрическими облаками», в 2013-м — «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, в 2011-м — «В субботу» Александра Миндадзе.
Оставить комментарий