Благодаря фильму «Зулейха открывает глаза» имя это стало культовым. Примерно, как русское имя «Катюша». Есть вроде много Катюш, а есть одна-единственная – та, что «выходила, песню заводила про степного сизого орла». Также и Зулейха. Только не героиня она, а страдалица. Но как раскопал в архивах журналист , сценаристы с именем то промахнулись. Есть у киношной Зулейхи серьезный конкурент. Причем, с очень героической биографией. Именно Зулейха стала в родном Азербайджане символом «освобожденной женщины Востока», которая смогла добиться просто невозможного: освоила искусство управления самолетом. В годы войны Зулейха Сеидмамедова оказалась единственной летчицей-азербайджанкой, воевавшей с гитлеровцами.
Занявшись историей «настоящей» Зулейхи ваш корреспондент столкнулся с проблемой. Предвоенная и военная биография этой безусловно неординарной женщины в открытых справочных источниках оказалась отлакированной до слепящего блеска. В то же время некоторые эпизоды ее летной службы там почему-то «заретушированы». Скорее всего, это – последствия характерного явления, существовавшего в СССР в 1950-е–1970-е годы. Тогда рассказы об участниках войны, их мемуары «причесывали» по единому «ура-коммунистическому» шаблону. Столь же парадным, идеологически-выверенным языком написаны и многие страницы в книге воспоминаний «Записки летчицы» изданной в Баку в далеком уже 1963 году (хотя в некоторых эпизодах видны искренние чувства и эмоции девушки).
Поэтому дальнейший рассказ про то, как эта реально существовавшая Зулейха «открывала глаза», придется порой прерывать оговорками об обнаруженных нестыковках и противоречиях.
Начнем тоже с оговорки-комментария.
В справочных данных героиню называют на азербайджанский манер — Сеидмамедова Зулейха Мир-Габиб кызы. В то же время, читая документы военного времени, встречаешь иной, отчасти русифицированный вариант — Сеид-Мамедова Зулейха (Зулейка) Габибовна. Близкие и подруги называли ее ласково – Зуля.
Принять в виде исключения
Она родилась весной 1919 года (хотя в сохранившемся наградном листе указан другой год – 1915-й) в Баку в семье банковского служащего.
Девочку с ранних лету тянуло к небу.
«Я любила высоту… Однажды солнечным апрельским днем наш школьный учитель организовал экскурсию на Бакинский аэродром. Мы, семиклассники, во все глаза глядели на самолеты. Впервые я увидела их так близко,– они мне казались удивительно красивыми, непостижимыми. Живые крылатые существа!»
Весной 1934-го Зуля с несколькими подругами надумала записаться в недавно созданный Бакинский аэроклуб. Мать такому решению очень удивилась: «Летать в небе – разве это женское дело?» Но девушку было уже не остановить. Она успешно освоила не только навыки полетов на аэропланах-«этажерках» того времени, но и прыжки с парашютом. В августе 1935 года по результатам 1-го Всесоюзного слета парашютистов ей присвоили квалификацию инструктора-парашютиста.
Именно «воздушные» успехи смелой девушки – комсомолки, активистки, — привлекли к ней внимание обитателей бакинских руководящих кабинетов. А потом была сказка.
«В Москве устраивался прием по случаю минувшей 15-летней годовщины советского Азербайджана. Как я была счастлива, когда узнала, что включена в состав делегации знатных людей республики!.. Чего я такого совершила? – спрашиваю себя. Ну первая парашютистка. Одной из первых полетела на самолете. Кого-то повела за собой… 21 января 1936 года. Мы в Кремле. Руководители поздравили в нашем лице всех трудящихся Азербайджана с 15-летием советской власти в республике… Михаил Иванович Калинин вручил нам ордена. Под сводами древнего дворца гремит овация. У меня на груди новенький орден «Знак Почета»…»
В 1936-м, после окончания курса обучения Сеидмамедова стала работать в Бакинском авиаклубе летчиком-инструктором.
Одновременно с полетами в ее жизни была и серьезная учеба: выполняя пожелание отца, кторый хотел, чторбы дочка получила высшее образование, Зулейха в 1938 году защитила диплом в Азербайджанском индустриальном институте и получила специальность инженера-геолога.
Однако перспектива работы на земле не увлекала, и вскоре девушка решилась на беспрецедентный шаг: попробовала поступить в Военно-воздушную академию им. Жуковского на факультет штурманов.
«…Я послала заявление… Вскоре пришел ответ. Помню: вытащила из конверта письмо с официальным грифом – и буквы запрыгали перед глазами. «Командование Военно-воздушной академии извещает Вас… Женщины на штурманский факультет не принимаются…»
Но настырная Зулейха не успокоилась и обратилась за помощью в ЦК комсомола Азербайджана. Там решили помочь активистке-орденоносцу. И отправили письмо на имя наркома обороны Ворошилова. Сработало: маршал разрешил девушке, в виде исключения, поступить на штурманский факультет.
В августе 1938-го наступил московский период ее жизни. Слушатель академии Сеидмамедова наравне с однокурсниками-мужчинами осваивала полеты на самых разных типах самолетов – на транспортных «Дугласах», бомбардировщиках, истребителях. Отрабатывала дневные и ночные полеты… В это же время продолжилось продвижение «образцово-показательной» комсомолки по общественной линии: в декабре 1939-го ее выбрали депутатом Моссовета.
Диплом об окончании Военно-воздушной академии младжший лейтенант Зулейха Сеидмамедова получила в мае 1941 года. А буквально через месяц Германия напала на СССР.
«После окончания академии меня назначили штурманом эскадрильи истребителей в учебном авиаполку академии им. Жуковского. В первый же день войны полк был переформирован в боевой и поставлен на охрану воздушных подступов к столице. В 20-х числах октября первое наступление немцев на Москву было остановлено. Именно в эти дни определилась моя дальнейшая военная судьба…»
Знаменитой советской летчице Марине Расковой удалось получить у Сталина разрешение на формирование трех женских авиаполков. Для создания «ядра» этих новых подразделений она позвала в числе других уже опытных женщин-авиаторов Зулейху Сеидмамедову. Так молоденькая азербайджанка попала штурманом в 586-й истребительный авиационный полк, который формировался на базе под Куйбышевом – в городе Энгельс.
Для «эксклюзивной» женской летной части выделили новые «ястребки» Як-1.
Боевой подготовкой занимались всю зиму и весну 1942-го. Однажды штурман полка Зулейха Сеидмамедова едва не погибла во время выполнения очередного полета. Уже при заходе на посадку обнаружилось, что у ее Яка не вышло одно из передних шасси. Все попытки перевести злополучную «ногу» в рабочее положение при помощи аварийных механических приспособлений не дали результата. Самолет делал круг за кругом в районе взлетно-посадочной полосы, расходуя последние запасы горючего… Выпрыгнуть с парашютом? – Конечно, спасение, но тогда погибнет новенькая боевая машина. И Зулейха решила использовать последний шанс – применила тот же способ, что и легендарный ас Валерий Чкалов в подобной ситуации.
«Остается одно: фигуры высшего пилотажа. Создать такие центробежные нагрузки, чтобы проклятая «нога» вырвалась из железной хватки замка. И я начинаю яростную схватку со своей охромевшей машиной. Я бросаю ее в мертвую петлю. «Бочка» следует за иммельманом. Мой «Як» с ревом проносится вниз и круто взмывает кверху, кувыркается через крыло…»
«Чкаловский» аварийный метод сработал: шасси все-таки вышло.
«Прямо актриса в воздухе!»
К выполнению боевых заданий летчицы полка приступили уже с 23 февраля 1942 года. Зону полетов для них предусмотрели здесь же, неподалеку от «родного» учебного аэродрома. На своих истребителях девушки прикрывали с воздуха военные эшелоны и санитарные поезда, осуществляли патрулирование над военными объектами в окрестностях Саратова, охраняли важнейший стратегический мост через Волгу. Были и спец-задания.
«Кроме того, мы… лидируем особо важные самолеты к линии фронта и вглубь страны. Лидирование, или иначе говоря – сопровождение и охрана в воздухе самолетов с видными военными и гражданскими руководителями, – часто было связано с полетами на большие расстояния…»
(В некоторых источниках довелось обнаружить упоминания о том, что З. Сеидмамедова, якобы, участвовала даже в сопровождении смолета, на котором Сталин летел на знаменитую встречу «большой тройки» в Тегеране. Однако это явный «перебор»: как известно, вождь народов отправился из Москвы по железной дороге до Баку и лишь оттуда вылетел на «Дугласе» в иранскую столицу. Так что «зону ответственности» Зулейхи и ее боевых подруг Иосиф Виссарионович миновал в салон-вагоне литерного поезда.)
На исходе лета фронт приблизился к Саратову, авиация люфтваффе участила здесь разведывательные рейды и бомбардировочные налеты. Летчицы 586-го ИАП все чаще вступали в схватки с врагом.
После разгрома немцев под Сталинградом, ранней весной 1943-го полк передислоцировали западнее – к Воронежу. Перелет туда едва не обернулся для Сеидмамедовой гибелью. Вскоре после взлета двигатель ее Яка забарахлил, истребитель стал терять высоту. Зулейха, оценив ситуацию, поняла, что единственный шанс спасти себя и самолет – садиться на лед Волги. Этот маневр ей удался, но, выбравшись из кабины, девушка с ужасом увидела, что вокруг – сплошная каша из битого, уже подтаивающего льда. В любую минуту истребитель может провалиться. К счастью, вынужденную посадку заметили ее товарищи по полку и вызвали помощь. На берег у места ЧП подогнали трактор, зацепили аварийный Як буксирным тросом и вытянули со льда.
На новом месте, под Воронежем летчиц ждали новые испытания.
«Аэродром был в ужасном состоянии: залит талой водой и к тому же густо минирован. Саперы разминировали узкую полосу длиной метров в 200-250, и вот на эту дорожку нам приходилось сажать свои скоростные машины. Ошибешься при посадке, вылезешь за ограничительные красные флажки – наверняка нарвешься на мину…»
Руководство ВВС старалось поберечь свой «девичий полк». Поэтому Зулейха и ее подруги продолжали выполнять задания, не связанные с участием в самых «горячих точках» воздушной войны, — прикрывали сверху перемещение войсковых колонн, вылетали на патрулирование, сопровождали особо важные самолеты. Еще один вид работы — срочная доставка спец-курьеров по заданию Ставки Верховного Главнокомандования. Для этого летчицам приходилось «вспоминать свою авиационную молодость» и пересаживаться со скоростных Яков на «фанерные» По-2.
Зулейха вспоминала позднее об одном таком рейсе. Везти офицера по особо важным поручениям пришлось в очень дождливую погоду. Метеорологи не хотели давать «добро» на вылет, однако пришлось «нарушить»: задание у порученца было срочное. Находясь в воздухе в открытых кабинах, промокли насквозь, но главное – Сеидмамедова сумела сориентироваться в дождевой пелене и точно вывела биплан к месту назначения – не подвело штурманское мастерство.
«Командир соединения, вышедший нам навстречу, удивленно спросил: «Как вы долетели?» Я пожала плечами: «Долетели как видите.» Он засмеялся: «Вот отчаянный пилот! Прямо актриса в воздухе!»
5 июля шесть пар истребителей 586-го ИАП во главе со штурманом полка Сеидмамедовой отправили ближе к Курску. Эти летчицы участвовали в воздушных боях во время грандиозной Курской битвы, прикрывая от немецких авианалетов важные объекты в тылу нашей армии.
Поздней осенью 1943-го полк передислоцировали на аэродром Жуляны в недавно освобожденном Киеве. Боевитые девчата приуныли: опять их держат вдали от «настоящей войны», опять придется заниматься «воздушной рутиной» — патрулировать воздушное пространство над городом, куда лишь изредка наведывается «какой-нибудь нахальный немецкий самолет-разведчик».
Но через некоторое время им все-таки представилась возможность «всыпать фашистам как следует». В начале 1944-го 586-й ИАП принял участие в разгроме немецкого «котла» под Корсунь-Шевченковским.
«Истребители нашего полка летали в разведывательные полеты. Кроме того, наши Яки использовались как штурмовики. Мы проходили бреющим над скоплениями боевых машин, поливая их пушечно-пулеметным огнем, зажигали немецкие склады с горючим. В начале февраля у истребителей появилась новая обязанность: воздушная блокада «котла». Немцы лишились множества складов горючего, продовольствия, боеприпасов. Гитлеровское командование бросило на помощь окруженной группировке транспортную авиацию…»
В этих боях счет полковых побед пополнился еще шестью сбитыми вражескими самолетами. А Зулейха однажды оказалась спасительницей целого подразделения Красной Армии.
По ходу операции под Корсунь-Шевченковским одна из наших пехотных групп, увлекшись атакой заблокированных в «котле» гитлеровцев, сама оказалась в окружении. Эти более сотни солдат и офицеров были практически обречены на смерть: ведь у них кончались боеприпасы, а помощь запаздывала. Вот тут и пришла помощь с неба – в буквальном смысле. Сеидмамедова, сориентировавшись в обстановке, атаковала гитлеровцев огнем из пушки и пулемета своего истребителя. Фашисты дрогнули и отступили, дав нашей пехоте вырваться из кольца.
Секреты штурмана
Последний период военной биографии З. Сеидмамедовой почему-то оказался «засекречен». В большинстве справочников указано, что она «победу встретила в Бухаресте, в звании капитана и должности заместителя командира 586-го женского истребительного авиаполка». Да и в книге «Записки летчицы» можно прочитать такую обтекаемую фразу, завершающую рассказ о военных днях: «…Вдали за полем аэродрома, виднеются дома Бухареста. Здесь, в Румынии, закончил свой боевой путь 586-й истребительный женский авиаполк.»
На самом деле вскоре после завершения Корсунь-Шевченковской операции З. Сеидмамедова рассталась с полком. С марта 1944 года и вплоть до окончания Великой Отечественной она служила помощником начальника Оперативного отдела штаба 8-го Истребительного авиационного корпуса ПВО.
Почему об этом нет даже намека в упомянутых мемуарах? – Не могу ответить. Только, сдается мне, что текст книги со всеми этими пассажами – результат тщательной редактуры, к которой сама Зулейха уже не имела никакого отношения. Просто по распоряжению неких партийных начальников рассказ участницы войны – знатной азербайджанки, решили подправить, не обращая внимания на достоверность. Не важно, как происходило на самом деле, важно, чтобы в книжке было «красиво»!
И это относится не только к истории ее последнего военного периода.
Каков личный боевой счет летчика-истребителя Зулейхи Сеидмамедовой в сражениях против немцев? В книге–воспоминании «Записки летчицы» есть описания нескольких эпизодов под Касторным и Курском, когда она в паре со своей ведомой Марусей Кузнецовой сбивала «Юнкерсы» — по крайней мере два. Однако в боевой летописи полка, составленной исследователями, упоминаний о таких победах найти не удалось. В большинстве биографических справочных публикаций о З. Сеидмамедовой приведены очень обобщенные данные: за время войны совершила более 500 боевых вылетов и провела 40 воздушных боев (но встретились в открытой печати и другие данные – о них ниже).
Точного количества уничтоженной Зулейхой на земле неприятельской техники нигде вообще не упоминается. Весь «девичий полк» записал на свой счет помимо почти сорока сбитых самолетов, еще 4 танка, 20 автомашин, 2 зенитные батареи… Безусловно, в этом перечне есть и доля «заработанная» в боях полковым штурманои Зулейхой Сеидмамедовой.
В 1945-м смелую летчицу наградили орденами Красной Звезды и Отечественной войны. Последний вручен «по совокупности заслуг». Об этом говорит текст наградного листа, который выложен на сайте «Подвиг народа».
«Сеид-Мамедова Зулейка Габибовна. Звание: капитан. Должность: помощник начальника Оперативного отдела Штаба 8-го Истребительного авиакорпуса ПВО… Год рождения: 1915… Партийность: член ВКП(б) с 1941 г…. С какого времени в Красной Армии: с 1938 г.
Тов. Сеид-Мамедова до прибытия в 8 ИАК ПВО работала штурманом 586 ИАП… Летала на самолетах По-2, УТ-2 УТИ-4, Р-5, Як-7, Як-1. Налетала 1215 часов… В период Отечественной войны как летчик-истребитель сделала 24 боевых вылета, выполняя специальные задания командования по сопровождению особо важных самолетов вблизи линии фронта. Несколько раз лидировала группы истребителей при перелетах по большим маршрутам. Капитан Сеид-Мамедова выполняет хорошо свою службу в 8 ИАК в должности помощника начальника Оперативного отдела штаба и отлично освоила и выполняла на практике обязанности лиц боевого расчета командного пункта корпуса. Как офицер ВВС Красной Армии она много проделала плодотворной работы, направленной на общее дело окончательного разгрома немецко-фашистских полчищ. Политически выдержана, морально устойчива. Партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предана.
Вывод: За активную и плодотворную работу по укреплению боевой готовности частей корпуса в период Отечественной войны и боевую работу, как летчика на фронте, достойна представления к Правительственной награде – ордену «Отечественная война 1-й степени».
12 июня 1945 г. Начальник штаба 8 ИАК ПВО полковник Корольков»
Ходатайство начштаба было удовлетворено лишь отчасти: Указом Верховного Совета СССР от 24 августа 1945 года капитан Сеид-Мамедова Зулейха Габибовна получила «Отечественную войну» не 1-й, а 2-й степени.
Она демобилизовалась из армии в том же победном 1945-м.
Вернулась в родной Азербайджан. Там единственную за всю войну азербайджанку-военную летчицу, орденоносца сразу стали активно продвигать по партийной и советской службе. Сперва она работала инструктором Бакинского горкома ВКП(б). В сентябре 1946 года была избрана секретарем ЦК ЛКСМ Азербайджана, а в 1947-м – депутатом Верховного Совета Азербайджана. Затем почти четверть века — с 1951 по 1974 гг., занимала пост Министра соцобеспечения республики. После этого еще несколько лет работала на престижной должности заместителя председателя Президиума Азербайджанского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами.
Оставить комментарий