Судьба «Ленфильма» в очередной раз будет решаться 20 июня: быть или не быть. Судьбоносные события сопровождают старейшую киностудию не один десяток лет. Сменяются ее руководители. Их имен уже никто и не помнит. Все окутано тайной, ничего толком не узнать. Опять пошли слухи, что историческое здание в центре Петербурга падет жертвой дефолта и на его месте построят элитный жилой комплекс. «Ленфильм» напоминает черную дыру, гигантскую топку, в которую сколько ни бросай, все сгорит дотла.
Студия организована 30 апреля 1918 года. На месте ее четвертого павильона когда-то располагался театр «Аквариум», где 4 мая 1896 года прошел первый в России публичный киносеанс. Самой знаменитой ленфильмовской картиной остается «Чапаев». Здесь снимались «Золушка», «Гамлет», «Дикая собака динго», «Проверка на дорогах», «Начальник Чукотки», «Одинокий голос человека», «Трудно быть Богом». Разговоры о том, что «Ленфильм» находится в удручающем состоянии и не пора ли его закрыть, ведутся лет 25. Лучшие режиссеры бились за него до инфарктов. Всякий раз объявляют о приходе энергичной команды, с которой начнется возрождение.
Такое ощущение, что только у Алексея Германа-младшего болит душа за то, что происходит на «Ленфильме». Он входит в его совет директоров и постоянно говорит о том, что инфраструктура без людей ничего не стоит, что можно закупить новейшее оборудование, построить павильоны, но без талантливых людей ничего не получится. Его великий отец постоянно выступал в защиту «Ленфильма», не хотел его перехода в частные руки. Вспоминается его яростное выступление, когда он кричал: «Я уже старый и не доживу, а вы еще увидите, что Эрмитаж станет частным». На днях Герман-младший, чтобы пробить стену молчания, образовавшуюся под прикрытием карантина, выложил в Сети видео: он идет по территории студии и призывает выполнить наказы президента, иначе — дефолт. До сих пор не решен вопрос о выделении субсидии, хотя президент дал такое поручение. «Ленфильм» давно добивается права на свою «золотую коллекцию», но воз и ныне там. Куда ни посмотри, одни проблемы. Чуть раньше министр культуры Ольга Любимова заявила, что надо сделать все, чтобы студия не была банкротом.
Семь лет назад Александр Сокуров и продюсер Андрей Сигле предлагали свой план развития «Ленфильма», но предпочтение тогда отдали команде Эдуарда Пичугина, недавно отправленного в отставку (питерский Союз кинематографистов написал соответствующее письмо президенту Путину). Мы разговариваем о состоянии дел с продюсером Андреем Сигле.
— Что происходит сегодня на «Ленфильме»?
— Актуальность этой киностудии давным-давно закончилась. Никому она в принципе не нужна. Что с ней сделают? Ну, чуть подкрасят. За последние годы на студии ничего не прибавилось в плане производства. Только кинозал появился и какое-то подобие музея. Часть купленного оборудования давно устарела. Так в коробках и стоит, насколько мне известно. Павильоны как были в разоренном состоянии, так и остаются. Территория «Ленфильма» в Сосновой Поляне все в том же подвешенном состоянии. Нужно ли это возрождать? Технологии ушли вперед. На сегодняшний день киностудия в таком виде уже никому не нужна. Многие студии делают картины, не имея никаких площадей и павильонов, снимают для этого цеха и выстраивают там декорации. Это обходится значительно дешевле.
— Может быть, я по старинке рассуждаю, но мне жаль, что «Ленфильм» погибает. Все-таки историческое место, где было много славных дел.
— Допускаю, что при грамотном руководстве, наверное, можно что-то сделать. Семь лет назад у нас с Александром Николаевичем Сокуровым были определенные планы. Нам казалось, что даже в той сложной ситуации можно было чего-то достичь. Но Министерство культуры приняло другое решение. На «Ленфильме» все как всегда в России. Взяли деньги, непонятно что с ними сделали, а «Ленфильма» как не было, так и нет. Остались огромные долги, проценты, которые тоже никто не платил. Я не очень понимаю, что Министерство культуры планирует. Есть ли серьезные планы, или все это спонтанные, ежеминутные решения. Сложно судить, когда видишь только верхушку айсберга и не знаешь, что всем этим движет.
— Сокуров молчит, а раньше бил во все колокола.
— Он встречался с новым директором студии. Думаю, мы с ним единодушны в оценке происходящего. Я не знаком с нынешним директором Инессой Юрченко. Знаю, что она — талантливый продюсер. Но сможет ли изменить ситуацию? Инесса получила на свою шею огромное количество долгов и абсолютно мертвую студию. Дай бог, чтобы она понимала, что будет делать. Если ей хватит энергии все это реанимировать, буду только рад.
Оставить комментарий