В понедельник, в середине дня, Московский художественный театр открыл свой 123-й по счету сезон. Худрук Сергей Женовач объявил планы в лучших традициях МХТ Олега Табакова: берем количеством, тотальный театр на всех сценах. В сравнении с предыдущими сезонами правления Женовача это произвело сильное впечатление и создало атмосферу духоподъемности. С подробностями из Камергерского переулка
За полчаса до начала артисты собираются в маленьком дворике. Первым пришел Михаил Пореченков. Красавицу Софью Эрнст окружили журналисты. Говорит, что летом не снималась, поскольку все-таки у нее трое детей, и она была в декретном отпуске, но рассчитывает на работу у Ренаты Литвиновой, которая возвращается в МХТ.
Поднимаюсь в театральный буфет и там испытываю настоящий шок: актер Александр Семчев, самый обаятельный толстяк нашего театра, перестал быть таковым. Нет, то есть обаяние осталось, но минус 100 килограммов.
— Саша, как тебе это удалось? Специальная диета? Изнурял себя упражнениями?
— Просто прекратил обжорство. Была булимия. Теперь жру мало.
Правда, в руках он держит тарелку с хинкали.
Зал постепенно заполняют артисты: в первых рядах — Евгений Киндинов с супругой Галиной, Николай Чиндяйкин, Нина Гуляева. Последним входят, пригнувшись, как будто боятся кому-то помешать, Станислав Любшин и Игорь Верник. Дальние ряды занимает среднее поколение, и на галерке — молодежь. Правда, по ходу выяснится, что будет задействован для выступления и последний ярус, но это потом.
А пока все аплодируют Сергею Женовачу: худрук входит, неловко кланяясь, и видно, что он чрезвычайно волнуется. Очевидно, в памяти сильны впечатления от летнего собрания труппы после карантина, когда артисты высказали ему претензии, с моей точки зрения, во многом не обоснованные.
Сбор труппы продолжался ровно полчаса, из них 10 минут ушло на поздравление летних юбиляров. Причем большая часть из них — не актеры, а лифтеры, гардеробщики, билетеры, осветители, администраторы, монтировщики — в общем, все те, кто всегда остается за кадром успеха. Актеры-юбиляры были в меньшинстве, но зато какие: Евгений Киндинов, Василий Немирович-Данченко, Алексей Агапов, Владимир Краснов и красавица Наталья Егорова.
— А теперь то, что мы все ждали, — возвращение к любимому делу, — говорит Сергей Женовач и начинает объявлять планы.
В сезоне-2020/21, МХТ, похоже, готов пойти на рекорд: больше 10 премьер различных проектов. Именно столько новых постановок объявлял Олег Табаков в 2000-м, когда принимал МХТ. По словам Женовача, будут задействованы все сцены, а новая, самая маленькая, отдана под лабораторию режиссерских дебютов. Под них будет выделено небольшое финансирование, каждая постановка, независимо от успеха или неуспеха, пройдет пять раз, самая удачная войдет в репертуар. Молодежи, судя по всему, будут большие преференции: так, вся стажерская группа переводится в основной состав труппы, и это сообщение вызывает овацию и крики «ура!».
Премьеры на Большой и Малой сцене пойдут с октября: первым представят «Ювенильное море» по Платонову в постановке Натальи Назаровой. Вслед за «Морем» будет «Месяц в деревне» Егора Перегудова.
— Я сам уже приступаю к репетициям «Заговора чувств» по Юрию Олеше, — комментирует по ходу Женовач. — Но вы знаете, что в главных ролях — Пореченков, Чекмазов и другие. В 2021 году к нам с интересным авторским сочинением возвращается Рената Литвинова: она будет делать «Звезду вашего периода» по «Сансет-бульвару».
Дальше сыплются названия: «Вальпургиева ночь» (реж. Уланбек Баялиев), «Враги, или Завещание барона Мюнхгаузена» (реж. Виктор Крамер) — главного враля сыграет Константин Хабенский (он, как всегда в бейсболке, сидит в последних рядах). Сам Сергей Женовач наконец выпустит спектакль «В окопах Сталинграда», который готовил к 9 Мая этого года, но который по известным причинам не мог состояться.
Еще новость: в Художественный в качестве постановщиков войдут три иностранца — Алвис Херманис из Риги, хорошо известный в Москве своими постановками, Эльмо Нюгенен из Таллина и, как сообщил с особым чувством Сергей Васильевич, на постановку в Московском художественном театре дал согласие великий (без преувеличения) английский режиссер Саймон Макберни.
И наконец — акции, связанные с именем Олега Табакова, руководившего МХТ 18 лет. 7 ноября на Большой сцене пройдет вечер, посвященный Табакову, который Сергей Женовач назвал объяснением в любви. Любые слова здесь излишни: из определения и так все ясно. И еще, обратившись к труппе, Сергей Васильевич объявил, что по инициативе преемника Олега Павловича в «Табакерке» — Владимира Машкова — объявлен сбор средств на памятник «Атом солнца». По моей информации, памятник уже отлит и лежит в мастерской скульптора Александра Рукавишникова, но, очевидно, требуется сумма для завершения работ.И в это время с самого последнего яруса раздался голос: «Можно реплику?..» Весь зал поднял головы — и увидел Авангарда Леонтьева, который как всегда хорошо поставленным голосом поблагодарил Константина Хабенского с компанией единомышленников, которые собрали средства на памятник на Новодевичьем кладбище старейшей актрисе МХТ Кире Головко.
— Ну что я могу сказать? — подвел итоги Сергей Женовач. — Хочу пожелать всем терпения, любви к театру не на словах, а на деле.
Оставить комментарий