Международный музыкальный фестиваль «Стрелка» культурно сопроводил двумя концертами программу проходившей в Нижнем Новгороде конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР). В контексте форума, посвященного альянсу государства и бизнеса в русле реализации национальной программы «Цифровая экономика», фестивальный аккомпанемент прозвучал, мягко говоря, совсем не по-цифровому. На фестивале побывал Максим Прохоров.
Понятно, что нынешней «Стрелке» не повезло. Ковид и карантин поставили ее под вопрос, но за десять дней до конференции организаторы опомнились, и все же решили вернуть культурную повестку, благо совсем незадолго до этого в нижегородском «Арсенале» прошла церемония вручения премии «Инновация», соединившая столичную арт-тусовку с жаждущим прогресса местным сообществом. Да и память прошлогоднего фестиваля не хотели зарывать в песок.
«Стрелка»-2019 проходила с любопытными «обстоятельствами места»: на месте слияния двух рек (Волги и Оки), за главным на знаменитой Нижегородской ярмарке храмом Александра Невского, в откопанных из небытия и реконструированных пакгаузах архитектора Шухова. Зародышевой красоте русского конструктивизма отлично подошли оперные арии в исполнении российских и привозных голосов. На стыке июня-июля прошлого года нижегородцы слушали их под шум дождя и летавших по ветру шатров-подсобок.
В новейшей реальности ни о каком подобии фестивальных «гуляний» речи не было.
В день открытия «Стрелки»-2020 нижегородский Роспотребнадзор девять раз согласовывал рассадку публики в горьковском Театре драмы. До того как оценить интерьер театрального зала, местная и цифровая элиты наведывались в буфет, после которого даже шахматная рассадка не сильно мешала активным диалогам прямо во время пения.
Вечер из оперных хитов наилучшим образом сложился для солистки Пермской оперы Надежды Павловой, не потерявшей ни одной краски по части вокальной добротности и шарма в ариях Констанцы («Похищение из Сераля» Моцарта), Джильды («Риголетто» Верди) и Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки). Ее давней партнерше по Перми, ныне петербурженке Дарье Телятниковой в образах Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Розины («Севильский цирюльник» Россини) и Полины («Пиковая дама» Чайковского) пришлось гримировать проблемное голосоведение манерами провинциальной звезды.Зато универсализм юной скрипачки и пианистки Марины Андреевой от маскировок сберегло само небо: микроскопический объем дарования, явленного исполнениями скрипичной фантазии «Кармен» Сарасате, а во второй день — Фортепианного концерта Галины Уствольской, без цифровизации вместится в дальний угол самого мелкого гаджета. Хуже всех пришлось Дмитрию Ульянову из Большого театра: аккомпанируя недавнему лауреату премии правительства РФ в арии Филиппа («Дон Карлос» Верди), оркестр Нижегородской филармонии буквально трещал по швам, вместо сфокусированного звука выдавая какие-то пиксели.
В оперном гала, как и в скромных просветительских нюансах второго вечера (он был посвящен Шостаковичу и состоял из не самых сложных партитур мэтра советской музыки, плюс фортепьянный — студенческих времен — концерт его ученицы Галины Уствольской и Камерная симфония Вайнберга), второго дирижера оркестра MusicAeterna использовали не по рангу.
Да и сам фестиваль, в прикладном значении которого так мало от нашего времени, не обнаружил не только эксклюзивных подходов эпохи всеобщей цифровизации, но даже памяти о славном, времен знаменитой Нижегородской ярмарки явлении под названием «казанско-саратовская ось». Его инициатор, импресарио Петр Медведев в 80-е годы еще позапрошлого века снабжал волжские города свежайшими новинками европейской музыкальной моды, включая только что написанные оперы Джузеппе Верди, Рихарда Вагнера и Петра Чайковского. Теперь, сложилось впечатление, их музыку в Нижнем Новгороде, несмотря на консерваторию и филармонию, играть разучились.
Оставить комментарий