Пятый фестиваль «Видеть музыку» открылся в Москве. В невероятно плотной программе, рассчитанной почти на полтора месяца, участвуют 62 театра из России, а также творческие коллективы Узбекистана, Белоруссии, Казахстана и Донецка. Разброс жанров – от мюзикла и оперетты до классической и современной оперы. Есть большая детская программа. Участвуют не только государственные театры, но и независимые коллективы, что для музыкального театра большая редкость.Невозможно рассказать обо всех спектаклях, которые будут представлены на фестивале, — так их много. Здесь есть и классическая опера — например «Дон Жуан» Моцарта в постановке Башкирского оперного театра, «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки» Пуччини, а также «Сельская честь» Масканьи, которые привезет Музыкальный театр Карелии, «Шелковая лестница» Россини и «Евгений Онегин» из Казахстана. Есть и не менее классическая оперетта «Принцесса цирка» Кальмана из Республики Коми. Наряду с такими традиционными названиями можно встретить и весьма редкие. Например, «Петр I, или Невероятные приключения русского царя» — «шутливая мелодрама» Гаэтано Доницетти, которая никогда и нигде в мире ранее не ставилась. Эта партитура — настоящее сенсационное открытие «Санктъ-Петербургъ Оперы».
К числу редких для российской сцены относится опера «Капулети и Монтекки» Винченцо Беллини, которая стала первым спектаклем программы. Одно «т» в имени Капулети не опечатка — именно так оно пишется в партитуре Беллини. Дело в том, что композитор использовал для либретто своей оперы не только всем хорошо известную трагедию Шекспира, но и другие источники, в которых рассказана печальная история о смерти двух влюбленных. Эта партитура представляет собой классический вариант итальянского бельканто — особого вокального стиля, требующего владения сложнейшей певческой техникой. За постановку взялась молодой режиссер Елизавета Корнеева, победительница прошлогоднего конкурса «Нано-опера». У «МК» к Корнеевой особый интерес: ученица Георгия Исаакяна была отмечена на конкурсе «Нано-опера» дипломом «Московского комсомольца», который по традиции вручается самым резким и спорным режиссерским заявкам. Надо признать, что Лиза в этой постановке подтвердила свою репутацию дерзкого режиссера, активно внедряющегося в партитуру и наделяющего 200-летний шедевр собственными смыслами.
Спектакль насыщен всевозможными «европейскими» деталями, которые в изобилии можно видеть в постановках на телеканале MEZZO: черно-белая гамма, современные костюмы, кожаные куртки, черные очки, элементы перформанса, а также аскетизм довольно случайной сценографии, главный элемент которой, белая эмалированная ванна, выполняет роль гроба, кровати, а заодно и некоего символа, смысл которого раскрыть так и не удалось. Главная «фишка» постановки — это, конечно, мотивация героев, которой уважающий себя автор спектакля непременно должен поразить зрителей. И это удалось: по версии Корнеевой, патер Лоренцо (Иван Марков) втайне влюблен в Джульетту (Валерия Бушуева). В такой трактовке есть логика: в либретто оперы, в отличие от шекспировского варианта, весьма невнятно прослеживается важнейший сюжетный ход — почему Лоренцо не предупредил Ромео о своем фокусе с фейковой смертью Джульетты. А здесь все понятно: коварный Лоренцо нарочно не поставил Ромео (Екатерина Лукаш) в известность о своем плане. Потому что план был вовсе в другом и сводился к слогану «так не доставайся же ты никому»: в финале Лоренцо стреляет в Джульетту. Ну, а то, что в конце оперы все, тем не менее, обвиняют в смерти юных любовников отца Джульетты, режиссера не озадачивает: мало ли несправедливых обвинений то тут, то там обрушивается на принцев, герцогов и даже президентов.
О музыкальной стороне умолчим: молодые исполнители пока находятся в самой начальной стадии пути освоения техники бельканто. Но очевидно, что драматические задачи здесь были важнее. И их решение следует отнести к удачным и не особенно радикальным. Ведь режиссер могла воспользоваться и иными путями «приращения смыслов». Сколько интригующего и актуального, например, сулит тот факт, что партию Ромео Беллини написал для меццо-сопрано (причем именно для женского голоса: во времена создания этой прекрасной оперы традиции кастратов уже не существовало). Однако Лиза этим не воспользовалась, за что ей большое спасибо.
В дальнейшей программе фестиваля, который продлится до 9 ноября, хочется обратить внимание на оперные спектакли наших современников: Владимира Дашкевича («Ревизор» Астраханского театра), Александра Журбина («Анна К.», Капелла Валерия Полянского), Александра Чайковского («Ермак», Красноярский оперный театр). Ну и, конечно, нельзя пропустить мюзиклы, написанные замечательными авторами для детей и взрослых: «Робин Гуд» Евгения Загота (Иваново), «Пираты Карибского моря» Владислава Сташинского (Саратовская оперетта), «Небесный тихоход» Марка Самойлова (Нижний Новгород), «Шелк» Ивана Кушнира («Мюзик-Холл», Санкт-Петербург). И если коварная пандемия не тормознет этот музыкальный форум, то нам удастся окинуть взором почти всю палитру российского музыкального театра сегодняшнего дня.
Оставить комментарий