В Перми продолжается IV Международный фестиваль Мартина МакДонаха, посвященный творчеству культового драматурга. Зрители посмотрели уже несколько разных постановок пьес «Сиротливый Запад», «Безрукий из «Спокэна», «Калека с острова Инишмаан». Российские — «вживую», зарубежные — в онлайне. Программа насыщенная: начинается ежедневно в десять часов утра, завершается порой в первом часу ночи. Корреспондент «РГ» поговорила с режиссерами о том, чем их привлекли пьесы о простых ирландцах, где все парадоксально и двойственно, есть место и острому «черному» юмору, и резким выражениям.
Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна — постоянный участник фестиваля. На первом — завоевал спецприз прессы спектакль «Королева красоты», на третьем — взял награду за лучшую мужскую роль второго плана Дмитрий Володин (Мартин Хэнлан) в спектакле «Череп из Коннемары». На четвертый форум привезли «Сиротливый Запад». Все три спектакля поставил Сергей Виноградов.
Сергей Виноградов, режиссер:
— Мой самый первый спектакль — «Королева красоты» по пьесе МакДонаха — выпущен в театре Армена Борисовича Джигарханяна в 2011 году, тогда я защищал им диплом. Затем поставил «Сиротливый Запад» (2017), «Череп из Коннемары» (2018) — всю Линенскую трилогию, в одной декорации.
С чего началось ваше знакомство с ирландским драматургом?
Сергей Виноградов: Как-то прочитал в интервью Константина Райкина о постановке в театре «Сатирикон» «Королевы красоты». А потом попала в руки и сама пьеса. Я просто «провалился» — настолько живая! Читаешь ее — сразу рождается мир, зрительный ряд, чувствуешь, как можно решить спектакль. Абсолютное чувство ритма. Неожиданные повороты. Я понял, что хочу работать с этим материалом. На мой взгляд, темы, которые поднимает МакДонах, близки людям — и в России в том числе. И у нас, и в Ирландии живут люди, у которых не все хорошо складывается, которые стремятся к новой жизни.
Не все принимают парадоксальный юмор автора пьесы (его еще тарантиновским называют), но если принимают — начинают любить. Не могу сказать, что это повальный интерес. Вообще это такой автор, которого либо любят, либо не принимают. В Москве у трилогии уже есть свои зрители. В том числе много молодежи.
Планируете еще поставить какую-то пьесу МакДонаха?
Сергей Виноградов: Думаю, да. Здесь, на фестивале, смотрю спектакли коллег и ловлю себя на том, что эта сцена прекрасна, а здесь я сделал бы по-другому или хочу поставить эту пьесу…Труппа Государственного русского драматического театра Удмуртии (Ижевск) на фестивале МакДонаха уже второй раз: многие помнят их «Человека-подушку» на первом фестивале. Сейчас режиссер Дмитрий Удовиченко привез в Пермь «Калеку с острова Инишмаан».
Спектаклю три года. Как принимают его в Ижевске?
Дмитрий Удовиченко: Практически всегда аншлаг. Хорошо принимают, более эмоционально реагируют, нежели вчера на фестивале в Перми, где мы играли на сцене Дворца культуры.
У нас в Ижевске есть зрители, которые постоянно посещают «Калеку…» — такие верные поклонники. Любят монолог Билли, женщины плачут, в нашем театре сценография решена в формате греческого амфитеатра. В Ижевске это большое расстояние между сценой и зрительным залом хорошо «работает», в Перми — не получилось. Не понравилось некоторым зрителям и критикам, дескать, МакДонаха надо ставить на малой сцене, в близости со зрителем. На мой взгляд, пространство позволяет ощутить себя жителем острова, который никому не нужен, которых мало, а где-то есть остров Инишмаан, там проживают всего 157 человек, и нам здесь, в Перми, плевать на их проблемы. А им там, на острове, как раз очень интересно, что творится у нас, и обидно, что ими не интересуются. Не зря жители Инишмаана хватаются за каждую новость, связанную с приездом иностранцев на соседний Инишмор. Они постоянно повторяют: «Наверное, Ирландия не такая уж дыра, раз янки приезжают сюда кино снимать», «Видимо, Ирландия не такая уж дыра, раз акулы сюда плывут…».
Мы все безразличны друг другу, живем в такой формации. При этом — вот парадокс! — мы сопереживаем этим людям.
Почему вы выбрали из пьес МакДонаха «Калеку…»?
Дмитрий Удовиченко: Был заказ театра — после «Человека-подушки», моего дипломного спектакля, который я поставил в 2012 году. Нужен был спектакль, который хорошо смотрелся бы и на фестивалях, и на гастроли можно было его возить. В Ижевске зрители любят в театре особенно мелодраматические и комедийные истории, от «черного» юмора и интеллектуальных пьес не в восторге. Спектакль «Человек-подушка» шел для 80 зрителей, которые сидели прямо на сцене (такое сценографическое решение). Пьеса «Калека с острова Инишмаан» не настолько жестока, как некоторые другие пьесы этого автора, которые могут вызвать отторжение зрителей. Нередко они говорили нам после жестких спектаклей: «Для чего вы показываете нам это? Мы и так живем непросто. Хотим в театре отдохнуть, посмеяться».
Я, честно говоря, интересуюсь другим материалом: интеллектуальной прозой, люблю Достоевского, есть мечта «Диалоги Платона» поставить.
К МакДонаху не вернетесь?
Дмитрий Удовиченко: Пока не собираюсь, хотя я еще не читал «Очень, очень, очень темную материю». Вдруг мне понравится пьеса, и я захочу поставить ее. Но сегодня в моем режиссерском «портфеле» находятся другие произведения. МакДонах реально был на взлете, а теперь, как мне кажется, все меньше и меньше попадает в нас. Зритель в России хочет видеть на сцене театра истории из своей жизни. Сейчас становится актуальной современная российская драматургия, которая, кстати, напиталась МакДонахом. Вспомните «Человека из Подольска». Чем не «Человек-подушка»?
Оставить комментарий