В этом году церемония сильно задержалась. Причина — пандемия коронавируса, которая не только вынуждает провести ее в комбинированном формате, но и всю киноиндустрию сковала на много месяцев, остановив съемки, прервав многослойные процессы постпродакшн, перенося на неопределенные сроки премьеры многих горячо ожидаемых новинок.В результате пришлось пойти на крутые изменения многих позиций регламента. Главная новация: к конкурсу допущены фильмы, вышедшие на потоковых сервисах, но с условием, что изначально они предназначались для кинотеатрального проката. Прекращены обязательные показы претендентов в штаб-квартире «Оскара» — кинотеатре «Голдвин» в Лос-Анджелесе, и члены Киноакадемии смотрели заявленные иностранные фильмы онлайн в виртуальном кинозале Академии, даже голосовали за них на самом первом отборочном этапе. Возможно, этот порядок останется и в дальнейшем.
Упразднены рассылки членам академии фильмов на DVD, а также печатных материалов, — вся предварительная работа с претендентами проходит в интернете, который престарелым академикам пришлось спешно осваивать. Нынешний год был последним, когда еще сохранятся DVD-скринеры, отныне — только просмотры по ссылкам. Две номинации, связанные со звуковым решением фильмов («Редактирование» и «Микширование»), объединены в одну — «Лучшее достижение в звуке». Претерпит изменения и сама церемония, уже в ближайшие часы мы в этом убедимся. Отменена, в частности, традиционная press room — зал, где пресса интервьюирует новоиспеченных лауреатов. Интервью будут, но дистанционные.В эти дни вся мировая пресса полна прогнозов — точнее, гаданий о том, кто из номинантов может оказаться в дамках. Гадания основаны на тщательном изучении предваряющих церемонию премиальных кампаний разнообразных киногильдий США — режиссерской, актерской, сценарной и пр. В том числе гильдий региональных — лос-анджелесской, нью-йорской, чикагской… И сильное, возможно, решающее влияние оказывают жесткие установки «новой морали». Имеются в виду общественные процессы, связанные с движениями #MeToo и Black Lives Matter, изначально прогрессивными, но давно уже ставшими причиной цензурных ограничений — нелепых, иногда курьезных, но в любом случае наносящих вред искусству. «Политкорректность взбесилась» — жалуются в Голливуде.
Именно из-за новой цензуры все прогнозы насчет будущих лауреатов из зоны качества фильмов и степени талантливости их участников сместились в зону «равновесия», «разнообразия» и прочих не имеющих отношения к искусству критериев. Наиболее ярким выражением этого стало, к примеру, всеобщая уверенность в том, что сэру Энтони Хопкинсу, блестяще сыгравшему едва ли не лучшую свою роль в фильме «Отец», никакой «Оскар» не светит — большинство экспертов прогнозирует победу в актерской номинации Чедвику Боузману из фильма «Ма Рейни: мать блюза». Выбор щекотливый вдвойне: чернокожий актер, известный по «Мстителям» и «Черной пантере», осенью умер от рака в 43 года, и это вносит в будущий выбор академиков ноту скорбную и мощную, но тоже далекую от критериев искусства.
«Привходящие обстоятельства», связанные с конъюнктурой, могут сыграть свою роль и в выборе победительницы в той же актерской номинации. Долгое время считалось, что на «Оскар» буквально обречена Фрэнсис Макдорманд в главной роли фильма «Земля кочевников». Но теперь стремительно растут шансы Кэрри Маллиган в «Девушке, подающей надежды» — главным образом потому, что по сюжету ее героиня охотится за падкими на женщин волокитами, которые, предположительно, склонны к насилию, мстит за унижения прошлых лет. Картина, выполненная по всем директивам активисток #MeToo, теперь приравнивается к былой советской практике «государственных премьер» — ей автоматически открыты все пути к наградам. Вероятно, ей уготована и премия за лучший оригинальный сценарий, который при весьма скромных достоинствах и нарочито площадной грубости диалогов написан на злобу дня, а это сейчас ценится.В номинациях актеров на роли второго плана все эксперты почти единодушно выделяют обаятельного Дэниэля Калую из фильма «Иуда и Черный мессия», уже срубившего премию «Золотой глобус», и Юн Ё-жон, кореянку по происхождению, сыгравшую женщину из эмигрировавшего в США семейства в драме «Минари». Сыграла она хорошо, но то, что в этом симфоническом выборе главную партию ведут опять-таки жесткие установки «разнообразия», бросается в глаза.
Что касается главной награды за лучший фильм, то здесь у «Земли кочевников», пожалуй, нет соперников. Это не просто отлично выписанная и снятая история, которая в эти кризисные времена анализирует опыт Великой рецессии на уровне обыденной жизни простого человека, но и режиссерская работа Хлои Чжао, у которой целых два неоспоримых нынче преимущества: она женщина и к тому же китаянка. Фильм уже имеет две главных премии «Золотой глобус», у него шесть номинаций на «Оскар». Таким образом, Хлои Чжао станет первой женщиной азиатского происхождения, получившей Академическую премию США за режиссуру — победа, о которой будут трубить все политизированные издания мира как о начале новой эры.
В анимационном кино победа, скорее всего, уготована душеспасительной «Душе» студии Pixar. Мне она показалась невыносимо приторной и скучной, но зрительский успех у нее изрядный: людям приятно верить в сказочки о сияющем загробном мире. Нельзя отрицать также талант художников-аниматоров, изобразивших этот мир с такой лукавой акварельной нежностью.
И абсолютно предсказуем будущий лауреат номинации «Лучший международный фильм» — это, разумеется, датская драма Томаса Винтерберга «Еще по одной», снятая и сыгранная с хорошим юмором и несомненным талантом всех ее участников. Ее победа настолько очевидна, что у всех остальных ее конкурентов, пожалуй, нет никаких шансов.
Оставить комментарий