В Малом театре — необычная премьера: спектакль-монолог, но при этом не моноспектакль в чистом виде, под названием «1900-й. Легенда о пианисте» на основе произведения эссеиста, писателя и музыканта Алессандро Барикко. Поставила его актриса Ирина Леонова относительно недавно, в 2017 году, вернувшаяся на сцену после длительного перерыва, связанного с воспитанием детей. На роль безмолвного музыканта она пригласила выдающегося пианиста Бориса Березовского. Можно только удивляться тому, как это вообще удалось, учитывая его занятость и мировую востребованность. Возможно, свою роль сыграл локдаун.
Монолог написан Алессандро Барикко для известного итальянского актера Эудженио Аллегри и режиссера Габриэля Вачеса в 1994 году. Свое сочинение он назвал чем-то средним между театральной постановкой и рассказом для чтения вслух, добавив: «Не думаю, что существует название для текстов такого рода. Мне кажется, это хорошая история, которая стоит того, чтобы ее прочитали». Она действительно феноменальна, о чем свидетельствует интерес кинематографистов к ней. В 1998 году вышел фильм «Легенда о пианисте» итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе с участием уникального британского актера Тима Рота. А в 2005-м появился французский короткометражный мультфильм «Новеченто: пианист» (режиссер Сара ван ден Бум).
В спектакле Малого театра — два действующих лица: Трубач и Пианист. Один все время говорит, но не сыграет ни одной ноты. Второй — виртуоз. Он постоянно молчит, но подарит нам невероятно исполненную музыку. Будущий пианист в младенчестве был обнаружен в ящике из-под лимонов на борту лайнера «Вирджиния», бороздившего океан. Какая-то нелепая история, напомнившая чудесное появление на свет Чебурашки из коробки с апельсинами. Всю последующую жизнь Пианист провел на судне, курсируя из Старого Света в Новый, объехав весь мир, но ни разу не покинул судна. «Ты тот, у кого океан под задницей?» — такой вопрос прозвучит в его адрес. Дэнни, или Новеченто, как называли ребенка, научился игре на рояле, достиг высот и играл в ресторане для богачей, «для придурков из первого класса» и эмигрантов. Известен он также был под именем-цифрой 1900-й. Оно дано было по году рождения и означает то самое Новеченто — понятие, обладающее многими смыслами. Такая необычная роль и досталась Борису Березовскому, дебютировавшему на драматической сцене. Артистизма ему не занимать. Каждый его концерт, на который в Москве попасть почти невозможно, — это еще и спектакль. Тем не менее возникает вопрос: почему Борис Березовский все-таки решился поучаствовать в драматической постановке?
Ирина Леонова рассказала «МК», как все произошло: «С Борисом Березовским мы были знакомы еще до того, как возникла идея спектакля. А познакомил нас пару лет назад актер нашего театра Александр Дривень. Для меня это режиссерский дебют на большой сцене. В декабре на Малой сцене вышли «Приключения новогодних игрушек» по сказке Елены Ракитиной, которые мы сделали с Константином Юдаевым. А «1900-го» делали самостоятельно на Малой сцене. Потом дирекция театра нас поддержала и предложила Большую сцену. И для нее мы уже пригласили Бориса Березовского. До этого участвовал его ученик Роман Мартынов».
Итак, Пианист все время молчит. Говорят только его руки, когда он садится за рояль, и это ценнее любых слов. Иногда не хватает мгновений тишины, чтобы на сцене и в зале была только музыка и больше ничего. Многие зрители идут на спектакль ради встречи с Борисом Березовским. Историю жизни его необычного героя рассказывает Трубач — актер Малого Александр Дривень, которого зрители знают также по кино, по снятому на мобильный телефон «Фаготу» Бориса Гуца. Это Трубач расскажет о том, как Пианист пережил в океане крупнейшие события, две мировые войны, как однажды решится сойти на берег, чтобы посмотреть на море извне, которого он никогда не видел. Но в последний момент решит ничего не менять, так и остался на борту со своим «морем внутри». Авторы, и в первую очередь Ирина Леонова, посвятили свой спектакль всем, кто отдал жизнь музыке, о чем и сообщается зрителям.
На сцене царит полумрак. Луч прожектора выхватывает героев. На тросах спускаются то брюки, то пиджаки. Через прозрачный занавес мы видим рояль и пианиста. Сценография академична, хотя могла быть другой — более современной, мультимедийной и радикальной. Но, видимо, это сознательный выбор. Зато ничто не отвлекает от главного — одинокого голоса человека.
Интуитивно ждешь, что сама актриса все-таки появится на сцене. Обычно так и бывает. Раз актер ставит спектакль, начинает заниматься режиссурой, то он восполняет некий дефицит ролей, которых иначе никогда не сыграл бы. Появления Ирины Леоновой ждешь еще и потому, что она роскошная актриса, аристократичная красавица. Многие помнят, как она только-только начинала, особенно ее Софью в «Горе от ума» в постановке Сергея Женовача. После яркого начала была 12-летняя пауза, пока Ирина вместе с Евгением Цыгановым воспитывала своих семерых детей, которые и теперь требуют внимания. Казалось, что она уже и не вернется на сцену. Но она сделала это в 2017 году, сыграла Регану в «Короле Лире», Эльмиру в «Тартюфе» Мольера, еще несколько прекрасных ролей классического репертуара, участвует в поэтических спектаклях. Таких примеров, наверное, больше нет.
Оставить комментарий