Сериал «Хозяйка горы» канала «Россия 1» стал для режиссера Екатерины Двигубской возвращением к жанру мистики. Любители леденящих душу сюжетов возможно помнят ее проект «Твой мир» о молодом владельце магазинчика, в котором случается всякая чертовщина, однако с тех пор Екатерина снимала в основном мелодрамы. В «Хозяйке горы» тоже есть внушительная мелодраматическая линия, но в большей степени на жизнь и здоровье героев влияет проклятие наложенное на драгоценные камни, которые конечно же всем нужны.
Реакция зрителей на новый сериал по традиции самая разная. Но даже те, кто не спешит одаривать создателей комплиментами иногда отмечают необычное сочетание красивой природы и ощущения, что вся эта красота в любой момент может стать убийственной. Подобную атмосферу в свое время создал Дэвид Линч в своем знаменитом сериале «Твин Пикс». Екатерина Двигубская со своей командой, ни в чем не копируя сериальную классику, сумела придумать визуальный мир, который безусловно производит впечатление.
В беседе с «МК» актриса и режиссер обсудила идеальную натуру, работу с мамой, девяностые и женскую режиссерскую долю.
— У вас большой опыт работы над мелодрамами, но в случае с «Хозяйкой горы» вы скорее на территории мистики. Вас именно это привлекло в сценарии?
— Я действительно снимала много мелодрам и в отличии от тех, кто их не любит не отношусь к этому жанру как к низкому. Я женщина и мне очень нравятся сюжеты с любовной подоплекой. Мистику я тоже снимала, но это было довольно давно, поэтому с удовольствием вернулась к этому жанру. И создавать такой странный город как Каменный очень интересно. В ходе работы мы придумали персонажей, которых в сценарии не было. Странная блаженная девушка, маленькие люди, женщина не от мира сего с огромным бюстом и сумасшедшими глазами, как будто из фильмов Феллини, все они придают фильму определенную атмосферу.
— В Каменном есть немного от Твин Пикс именно по атмосфере. Можно сказать, что сериал Дэвида Линча был для вас в определенной степени референсом?
— Да, конечно. Собственно у нас основная музыкальная тема замечательного композитора Сергея Дудакова чем-то напоминает главную тему «Твин Пикса». И это было сделано сознательно. Мы ничего не копировали из знаменитого сериала, но странность города Каменного в чем-то линчевская. Это как воронка куда возвращаются даже те, кому удалось оттуда выбраться, как происходит с одним из главных героев Романом.
— Многие заметили, что даже красота природы здесь какая-то настораживающая. Долго натуру искали?
— Нужные места мы нашли небыстро. Некоторые сцены мы снимали в Адыгее, а основная натура нашлась в Белоруссии. Мы снимали на знаменитых меловых озерах, которые иногда называют белорусскими Мальдивами за бирюзовую воду и белый песок. Сам Каменный мы снимали в Усяже. Когда много локаций всегда есть риск, что в кадре будет как будто ухо от собаки, хвост от кошки, лапы от куницы. Но на мой взгляд нам удалось собрать достоверную картинку.
— Как правило прежде чем согласится на съемки звезды довольно дотошно выясняют все подробности проекта. Вам наверное было нелегко объяснить им то, что вы собираетесь смешать мелодраму, разные эпохи и мистику?
— Кастинг действительно был большой и долгий. А еще я всегда провожу с актерами читки сценария. Мне кажется это очень правильно, и хотя сейчас актеры бывает уделяют сценарию совсем немного времени, я считаю, что гораздо лучше, если они проведут с ним хотя бы шестнадцать часов. И вот мы все сидели и читали. Это кстати непросто было организовать. Всех нужно собрать вместе, то есть найти время в графике звезд, привезти их, но мы это делали, читали и проговаривали важные моменты. Только так можно глубже понять, что происходит с героями. Мне очень хотелось, чтобы на крупных планах было видно, что на них оказывается какое-то мистическое воздействие и все они потихонечку сходят с ума.
— Главные герои по ходу действа стареют больше чем на двадцать лет. В таких случаях одного и того же персонажа иногда играют разные актеры. Но вы видимо решили помучить звезд сложным гримом…
— Здесь интересный ход предложил Дмитрий Власкин, который играет Романа. Его герой взрослеет с шестнадцати до сорока лет, мы сознательно сильно не старили Дмитрия в кадре, он играл возраст голосом, в какой-то момент его герой начал сипеть. И в конце, когда его героя убивают, он как будто моментально стареет. Анне Снаткиной в момент съемок было тридцать пять, но она ведет настолько здоровый образ жизни, что выглядит, на мой взгляд, юно. Герою Сергея Перегудова во второй части сериала уже шестьдесят, поэтому пришлось делать морщины, добавить седины и даже живот накладывать.
— Девяностые не самое простое время с точки зрения его показа на экране. Если шестидесятые и семидесятые для многих режиссеров это фотографии мам и бабушек в красивых платьях и какие-то романтические воспоминания, то девяностые, которые были совсем недавно, могут вызывать самые разные в том числе и неуютные ассоциации. Каким это время было для вас?
— Для меня девяностые как раз были счастливыми. Это моя юность, которую люди, как правило вспоминают с радостью. Понятно, что были бандиты, полная неопределенность, бедность. Но девяностые стали еще и очень любопытным и необыкновенным временем. Рушился один строй, создавался другой и в юности ты еще не можешь понять глобальность этих изменений, но очарован их энергией. Мы чувствовали, что Советский Союз умирает, рождается что-то новое, дикое, иное. Когда я готовилась к съемкам, то посмотрела много фильмов девяностых годов, в том числе картины Хотиненко и Ливнева. И нужно сказать, что фильмы были потрясающие, уже не советские, но еще и не те чернушные, которые стали снимать, когда прокат совсем развалился. Так что девяностые я люблю. Это и музыка и телевидение, которое было гораздо интереснее, чем сейчас. В юности я телек смотрела, а сейчас их у меня два, с них время старательно стирают пыль, и только дети мультики смотрят. Для меня телевизор как источник информации уже давно не существует.
— В сериале довольно важную роль сыграла ваша мама Наталия Аринбасарова. Она всегда готова участвовать в ваших фильмах, или ее нужно уговаривать?
— Мне кажется, маме идут образы всякий колдуний, а здесь она играет именно женщину, наделенную мистическим даром. И ей это было интересно играть, поэтому упрашивать не пришлось. В свои семьдесят четыре года мама находится в прекрасной форме и как актриса и как женщина. На нее очень приятно смотреть. И еще с ней комфортно работать. Мама из той когорты больших советских артистов, для которых профессия это святое. Мне очень повезло на площадке с Аней Снаткиной, Димой Власкиным, Сергеем Перегудовым — они тоже ответственно относятся к работе. Но я часто сталкивалась с молодыми толком никому неизвестными артистами, у которых совершенно нелепые амбиции при том, при отсутствии таланта, и умения работать. Звезды советского кино невероятно профессиональные и дисциплинированные люди и они с большим уважением относятся и к режиссеру и ко всей группе. Мне за мою маму никогда не стыдно. Она не устроит дешевый скандал, не будет швыряться обедом, как иногда делают некоторые молодые звездочки. И еще у мамы есть своего рода глубина, которая для актрисы важна.
— Для себя вы в сериале роли не нашли…
— У нас было довольно мало смен для такого сериала, а когда ты и режиссер и входишь в кадр, то замедляешь процесс. Я с удовольствием бы себя сняла, потому что очень люблю над собой смеяться и люблю когда меня красиво снимают хорошие операторы. Но здесь я понимала, что просто не вытяну всего физически. К тому же в Белоруссии много прекрасных актеров. На маленькую роль там можно позвать народную актрису из какого-нибудь серьезного театра и она с удовольствием поучаствует, потому что для них это заработок. Мне совсем не хочется отнимать у них хлеб.
— В последнее время женщинам режиссерам уделяется довольно много внимания, даже собирают специальные фестивальные программы для фильмов, сделанных женскими руками. Вы оказались в кресле режиссера во времена, когда эта работа считалась очень мужской. Какой у вас взгляд на женщину режиссера?
— Эту работу называли неженской, потому что с экспедициями по полгода непросто участвовать в жизни семьи. Сейчас конечно женщина в общем не обязана рожать, выходить замуж, общество на нее так сильно не давит в вопросах реализации как жены и матери. Тем не менее режиссер — очень тяжелая работа. Я сейчас преподаю режиссуру в онлайн-школе и сразу говорю ученикам, что если у них есть хоть один процент сомнения по поводу этой профессии, то лучше в нее не лезть. Во время съемок я как спортсмен на Олимпиаде. Питание, сон, зарядка все ради того, чтобы физически хватило сил. А еще масса творческих вопросов, которые тебе нужно решить. При этом ты одна в чужом городе, где жить приходится несколько месяцев, что например на меня очень давит. Так что эта работа для фанатиков, а не для мужчин или женщин.
— Важный современный вопрос: режиссер или режиссерка?
— Меня кто-то однажды назвал режиссеркой, я чуть на стуле не подпрыгнула. Это чудовищно звучит. Как угодно, но только не режиссерка. Я ничего не вижу плохого в женщине-режиссере.
— Феминисткам ваш ответ, наверное, не понравится…
— Я сама всегда была в чем-то феминисткой. Никогда не считала, что женщина глупее мужчины, что она чего-то там обязана делать. В современном обществе все это вопрос договора. Хочешь зарабатывать — зарабатывай. Есть помощницы по хозяйству, или может быть муж у тебя любит готовить. Но если мужчина тебе уже не может дверь открыть, то это уже какое-то оголтелое отношение. Я например никогда не вырываю счет у мужчин, которые хотят угостить меня чашкой кофе или бокалом вина. Мне нравится когда муж мне дарит цветы, когда мужчина подает руку или пальто. Сейчас мужчин совсем уж затюкали, а они народ редкий, лучше их поберечь.
Оставить комментарий