«Будущее бросает тень задолго до того, как войти», — давным-давно написала Анна Ахматова. Эта цитата, как и многие другие пророчества классиков, стала своеобразным прологом между произведениями мультимедийного искусства, занявшими все восемь этажей МАММ. Светящиеся неоном буквы способствуют пониманию того виртуального, цифрового формата, который предлагает нам биеннале. Взять хотя бы компьютерные игры, которые представлены в подвальном этаже музея. Здесь мы находим авторские видеосимуляторы, которые становятся отражением новой реальности. Куратор проекта «Мастерская 15» Ярослав Кравцов считает, что уместно использовать для ее описания термин «метавселенная». Суть в том, что виртуальный и физический пласты нашей жизни не противостоят друг другу, а органично сплетаются воедино, создавая ту самую новую реальность. Игровой виртуальный формат — не просто способ выдохнуть после работы, он соединяет в себе все пласты искусства и превращает человека (геймера) в творца. Так материализуется идея постмодернистов, озвученная еще Йозефом Бойсом в 1970-х годах, о том, что каждый человек — художник. Вот пример — авторская игра «Мор. Утопия», созданная незадолго до пандемии командой энтузиастов из 12 человек, где режиссером выступил филолог Николай Дыбовский. Арт-триллер переносит тебя в город, пораженный эпидемией — песочной язвой, и тебе в роле врача приходится принимать сложные решения, делать выбор, общаться с самой смертью, драться, спасать и вести литературно-декадентские диалоги в духе Ницше с персонажами «симулятора жизни». В общем, думать и действовать. Ролевой элемент этой и других игр «Мастерской 15» как раз и реализует концепцию постмодернистов. Сценарии могут быть разные, есть, например, музейный симулятор, где тебе предстоит собрать свою выставку, а есть мир, где ты бродишь по странному космическому кораблю с тысячью лестниц, запутанных в лабиринт над космической бездной. Оказывается, каждая из них задействует разные рецепторы мозга: например, стрелялки, где важна быстрая реакция, полезны людям третьего возраста, они замедляют деменцию.
На другом этаже музея Максим Змеев представляет серию концептуальных фотографий, сделанных внутри онлайн-игры. Причем для реализации своего социального исследования автор выбрал плохо продуманный симулятор, где игроки попадают в постапокалиптический мир. Несмотря на убогий контент, миллионы людей «живут» в этом странном мире и строят там свои убежища. Художник потратил больше 200 часов на изучение местности и с помощью фронтальной камеры сделал снимки 2000 построек, два десятка черно-белых фото он показывает на выставке. Выборка Змеева стала неожиданным подтверждением идей Платона о типологизации общественных классов, описанной в трактате «Государство». Фантастические постройки созданы по принципу града-крепости, и надо сказать, что с архитектурной точки зрения здесь есть чему подивиться: перед нами летающие лачуги, монолиты в виде буквы «Т», башни, увенчанные шинами. То есть из всякого мусора люди собрали дома, которые поразили бы самого Татлина.
Мультимедиа-язык весьма разнообразен. На нем можно говорить о злободневных остросоциальных проблемах. Так, молодые художники Катя Пряник и Саша Сереченко создали проект, в котором использовали видео протестных акций со всего мира: они обучили нейросеть ретушировать фигуры и лица участников митингов. То есть с помощью современных технологий можно не только отслеживать людей, но и защищать гражданские права. Мультимедиа позволяют создавать футуристические оперы, о чем свидетельствует работа арт-группы AES+F, которая «написала» свою фантазию «Турандот». Или личную планетарную туманность, как сделал Ростан Тавасиев: размер придуманных художником «скульптур» сопоставим с размерами Солнечной системы. Автор «рисует» проекты туманностей в форме фейерверка, зайцев, даже головокружения. Это пока лишь идея, но уже с конкретными расчетами. Есть и проекты с реальными ощущениями. VR-технологии позволяют нам уже сегодня слетать на Луну: это можно испытать в проекте «Лунатик» художника Энтони Горми и астрофизика Приямвады Натараджан, надев специальные очки.
А вот исследование художницы Юлии Вергазовой — оно подкреплено реальными достижениями науки. Она изучает техно-экологические изменения растительного мира, строит на их основе свои святящиеся инсталляции и рисует картины. Около них можно прочитать об опытах разных стран, которые уже реализованы. Так, ученые Массачусетского технологического университета создали робота, которым управляет комнатное растение. Для этого в листья и стебель вживили электроды, а само растение поставили на платформу на колесах. По сути, ученые создали новую расу — разумные растения, реализовав идеи компьютерной игры, придуманной еще в 1986 году.
Вопрос экологии с другой точки зрения поднимает художник Аристарх Чернышев в свой работе «Сверхпотребитель». Художник перевел в цифровой формат мусор, чтобы наглядно продемонстрировать количество отходов, которые мы плодим. На видео человек идет по магазину, и к его телу, словно магнитом, притягивается мусор, он превращается в странную скульптуру из отходов. Таким монументом может почувствовать себя и каждый зритель, взглянув на другой экран: к твоему лицу прилепляются упаковки от чипсов, банановая кожура и обрывки бумажек. А если навести телефон на одну из картин на стене, то в стене появляются две черные дыры, по которым курсирует мусор.
Оставить комментарий