Уже на уровне кастинга этому проекту светил большой ажиотаж. Владимир Вдовиченков и Дмитрий Дюжев после «Бригады» никогда не работали вместе, и вот они снова на одной съемочной площадке. Более того, играют они персонажей, которые не в ладах с законом. Правда, если в «Бригаде» их герои искали для себя ответы чуть ли не на экзистенциальные вопросы, но здесь все построено вокруг юмора на тюремную тему.
По сюжету, четыре бывших уголовника, ожидаемо не найдя для себя мест в обычной жизни, готовят новое дело. Они хотят ограбить банковское хранилище, куда удобнее всего попасть через соседнее здание, где расположен ресторан. Но взять в аренду пустующее заведение и начать ломать стены небезопасно, поэтому криминальный квартет на средства от заложенной квартиры своего худрука решает в качестве прикрытия открыть ресторанный бизнес. Чтобы не учиться премудростям, эксцентричные рестораторы решают идти знакомым путем и предлагают гостям баланду, чифирь и хамство. Но проект неожиданно становится популярным, и взломщикам приходится и сносить стены, и справляться с полной посадкой. А еще давать нравоучительные советы, что со временем становится чуть ли не их основным занятием.
Сюжет сложно назвать супероригинальным — нечто похожее уже разыгрывалось в других фильмах, однако в сценарии главный акцент был скорее на персонажах. Они и правда фактурные. Вор Шустрый (Владимир Вдовиченков), хулиган Кувалда (Дмитрий Дюжев), альфонс-мошенник Кощей (Владимир Сычев) и похититель животных Килька (Иван Кокорин) по харизме, наверное, могли бы поспорить с рок-группой. Не исключено, что так бы и вышло, если бы эти роли сыграли чуть менее известные актеры.
В своем желании получить побольше звезд продюсеры сериалов часто оказывают проектам медвежью услугу. Узнаваемость и медийность персонажей, вне всякого сомнения, дает фильмам преимущество, но если зрители вдруг разочаруются в игре известных актеров, то волна критики вырастет как на дрожжах. В случае с рестораном по понятиям к известности актеров прибавляется явное желание использовать флер «Бригады» и «Бумера». В этом еще одна фатальная ошибка. Попытка вызвать ностальгию по криминальным драмам при помощи двадцатиминутных комедийных серий выглядит, с одной стороны, несуразно смелой, с другой — до смеха наивной.
Зрительская реакция на сериал была как всегда очень разной. И если профессиональные критики дружно морщили носы, то в любительских отзывах были и почти восторженные замечания «мужу понравилось», и назидательное «достала зэковская романтика», и сердитое «не сериал, а тест на вменяемость».
Несмотря на короткий хронометраж серий, можно все же успеть задаться вопросом «зачем?». И адресовать его прежде всего некоторым актерам. Если Владимир Сычев и Иван Кокорин, как характерные артисты, могут справляться с ролями разных хулиганов чуть ли не с закрытыми глазами, то возврат Вдовиченкова и Дюжева на территорию, с которой они вроде бы стараются уйти, выглядит каким-то надуманным.
В итоге Дюжев пытается играть лицом и делает это уже слишком навязчиво, а Вдовиченков в этих декорациях совсем лишний. После «Левиафана» Вдовиченков стал тем, кого называют респектабельным актером, и даже если он играет комедийного динозавра из прошлого в «Бате», то делает это весьма основательно. В «Ресторане по понятиям» Вдовиченков и не часть актерского квартета — ансамбль просто не сложился, — и не персонаж, который тянет весь сериал. Наверное, это тот случай, когда коммерческая выгода от предложения в итоге оборачивается сплошными убытками.
Оценивать юмор — занятие невеселое. В конце концов, каждый смеется по-своему, и переубедить здесь очень трудно. Но остаются хоть и размытые, но границы, за которыми шутки превращаются в проявления дурного тона. «Котлета по-зеленски» (то же, что и по-киевски, но фаршированная плохой политикой и зеленью) и «С нами Миша Ефремов сидит. Мастер-классы проводит» — это не столько шутки, сколько поводы провериться у доктора.
Оставить комментарий