Премия «Золотая маска» вручена в 28 раз в пустом зале Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Это уже вторая церемония в формате онлайн. Впервые ее сделали виртуальной из-за пандемии, а теперь по этическим соображениям. Евгений Миронов и Чулпан Хаматова посвятили свою награду супругам Горбачевым. Дмитрий Крымов, находящийся в Америке, пожелал передать «Золотую маску» Дмитрию Муратову, чтобы было чем прикрыть лицо от нападающих.
Не на сцене, а где-то наверху, на ярусе, находились ведущие Мириам Сехон и Сергей Епишев, а также члены жюри. Лауреаты подключались к эфиру из разных городов страны. У кого-то было уже поздний вечер, когда в Москве днем началось награждение. После визга и крика, напомнившего о картине Мунка, а этим отличился Санкт-Петербург, так что просто неудобно было это наблюдать, спас и облагородил происходящее Евгений Цыганов. Он получил награду за лучшую мужскую роль в спектакле «Мастерской Петра Фоменко» «Моцарт. «Дон Жуан» Генеральная репетиция» в постановке Дмитрия Крымова. Свою первую театральную премию актер посвятил маме, для которой достижения сына гораздо важнее, чем ему самому. Еще мальчиком родители отвели Женю в Театр на Таганке, и дух свободы, который нес легендарный коллектив Юрия Любимова, остался в памяти на годы. «Понятие гражданин – не менее важно, чем мастерство», — сказал Цыганов. Он вспоминал Петра Фоменко, к которому 25 лет назад поступил на курс, поблагодарил режиссера спектакля Дмитрия Крымова, находящегося в Нью-Йорке.
Крымов только что поставил «Вишневый сад» в Нью-Йорке, должен был вернуться в Москву, но все так резко изменилось в жизни. Дмитрий Певцов, кратко работавший когда-то с его великим отцом Анатолием Эфросом, теперь начал борьбу со спектаклем его сына по «Борису Годунову». Евгений Цыганов в свою очередь произнес: «Русский театр жив, несмотря ни на что, несмотря на трудную историю нашей страны, в которой были войны и репрессии. Мы делаем важное дело». Он пожелал мира нашему «маленькому шарику, на котором мы живем и который содрогается от разных конфликтов». Дмитрия Крымова отметили за лучшую режиссуру, и поскольку он не участвовал в онлайн-трансляции, Евгений Цыганов выполнил его поручение: «Тут такое дело… Дмитрий Анатольевич не смог приехать в Россию по известным причинам. Но я с ним разговаривал. Он просил передать свою «Маску» Дмитрию Муратову. Вдруг кто-то захочет ему в лицо что-то вылить. Маска прикроет его лицо».
Эмоционально выступила молодая и талантливая актриса красноярского ТЮЗа Марина Бабошина, трогательно сыгравшая несчастливую Долли в «Анне Карениной» и награжденная за лучшую роль второго плана. За считанные минуты она сказала важные слова, поделилась мыслями Льва Толстого о свете и тени, о том, что зло невозможно уничтожить. Марина вспомнила историю о том, как гуляла по Екатеринбургу с семьей, и незнакомый молодой человек ударил девушку кулаком в лицо. «Я испугалась не за себя и свою семью, а от того, что столкнулась со злом. Не надо отворачиваться, когда ты его видишь. Не будем бояться».
Главные награды отправятся в Санкт-Петербург. Лучший драматический спектакль малой формы — «Товарищ Кисляков» в Александринском театре, вернувший незаслуженно забытого писателя Пантелеймона Романова. Лучший спектакль большой формы — «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» в БДТ в постановке Андрея Могучего – сложный и долгий, как он заметил, стоивший много пота и песка. «Он соотносит нас с тем временем, когда трудно было говорить правду», — сказал Могучий. Впервые в работе он встретился с уникальным артистом Сергеем Дрезденом, который «пожертвовал важной частью своей жизни для этого спектакля». Взяв слово Сергей Дрейден сказал: «То, что сейчас происходит вокруг нас, я без этой работы бы не вынес. Я бы сдвинулся либо стал каким-то хламьем».
Мария Лукка, удостоенная в тандеме с Александром Моховым награды за лучшую работу художника в драме — за «Циолковского в Ярославском театре им. Волкова, сдержанно сказала: «Мы счастливы, наверное. Если сейчас можем быть счастливы».
Жюри, во главе с режиссером Адольфом Шапиро, оценивавшее драматические и кукольные спектакли, присудило спецпризы. Вручая их, Шапиро сказал: «Художественность становится мерилом общественной значимости. Поэтому мы за художественность». Один спецприз получил Театр Наций за «Горбачева». В его пользу отдано 12 голосов из 13 возможных. Евгений Миронов в этот момент уже отмечал награду за «Ходжу Насреддина», чуть раньше победившего в категории «Куклы» как лучший спектакль. Во время своего первого выхода в эфир он от лица Театра Наций попросил прощения за то, что вступил не на свою территорию: «Я теперь артист театра кукол. Нашим идеологом был Тимур Бекмамбетов. Путь важнее цели, как говорил Насреддин». Миронов «за кадром» озвучил главного героя и сделал это прекрасно. Появившись в эфире во второй раз он спросил: «За что дают-то не пойму? Снова надо отмечать?» Узнав, что награда за «Горбачева», судьба которого висит на волоске из-за отъезда Чулпан Хаматовой в Латвию, Миронов предложил выпить за дуэт и сказал: «В этом спектакле очень важен дуэт. Мы с Чулпан посвятим эту награду Раисе Максимовне и Михаилу Сергеевичу Горбачевым». Второй спецприз отправится в Петербург к авторам проекта «Сектор Газа» под руководством Анатолия Праудина. Его команда побывала не только на вынесенной в название территории, но и на Донбассе, чтобы осуществить свой трехчастный замысел.
Первая часть награждения, связанная в основном, с музыкальным театром, была более безоблачной. А самым необычным стало появление одного из «вручантов». «Меня зовут Володя. Я очень люблю танцевать», — сказал Владимир Варнава. Почти как Юра-музыкант. А самая первая «Золотая маска» нынешней церемонии досталась Анастасии Стоцкой за лучшую женскую роль в мюзикле «Шахматы». Евгений Елпашев получил аналогичную награду в мужской номинации за «Одолжите тенора» в Театре музкомедии в Екатеринбурге. «Антигона» в пермском «Театре-Театре» принесла «Золотую маску» Роману Феодори как лучшему режиссеру оперетты/мюзикла. А сам спектакль признан лучшим в этой категории. Отмечена и работа композитора Ольги Шайдуллиной в «Антигоне».
В современном танце/ балете за лучшую женскую роль отметили Оксану Кардаш в «Аutodanceе» Музыкального театра им. Станиславского и Немировича -Данченко, за лучшую мужскую роль – Владислава Лантратова в «Чайке» в Большом, признанной лучшей балетной постановкой. Оперный сегмент, как было сказано, оказался представлен получившей «Золотую маску» за лучшую женскую роль Екатериной Воронцовой в «Ариоданте» в Большом. «Богатыри» красноярского Театр оперы и балета им. Хворостовского принесли награду тенору Михаилу Пирогову. Премию в оперной режиссуре решили не присуждать, хотя среди номинантов были Константин Богомолов, Михаил Бычков, Марат Гацалов, Филипп Григорьян, всего 10 претендентов. Лауреат и дирижер Филипп Чижевский, представленный «Кармен» Пермского театра оперы и балета, произнес о искренние слова о том, что это была по юношески азартная работа под руководством Константина Богомолова. «Этот спектакль — одна большая любовь на всех. Всем добра и мира», — сказал он. Лучшим оперным спектаклем стала «Саломея» в Большом.
Президент «Золотой маски» Игорь Костолевский огласил имена лауреатов «За выдающийся вклад в театральное искусство» – это Маргарита Алашеева, Станислав Бенедиктов, Василий Бочкарев, Алла Демидова, Валерий Гергиев, Александр Петров, Вячеслав Нечаев, Маргарита Дроздова, Анна Петрова, Алина Покровская, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Скоморохов, Римас Туминас, Николай Чупров. Награды им вручат осенью на отдельной церемонии.
Оставить комментарий