По тем сериям, что уже вышли в эфир, создается впечатление, будто у режиссера Тимура Алпатова не было никаких ограничений. Редкий эпизод обходится без больших звезд, визуальная сторона ничуть не напоминает экономвариант, наконец, никаких требующих обходительного отношения первоисточников, все придумано с нуля.Сама концепция проекта зрительская на все сто процентов. У нас очень любят, чтобы все происходящее на экране было отчасти знакомым. И поначалу у публики может сложиться впечатление, что «Художник» — это очередное расследование майора Черкасова. Отсутствие связи с «Мосгазом» довольно быстро проясняется, тем не менее Андрей Смоляков и Марина Александрова на месте, и хотя на этот раз они по разные стороны баррикад (актриса играет криминальную девушку), общая система координат помогает зрителям быстро включиться в процесс.
Кстати, Марина Александрова, несмотря на умение влезть в любой исторический костюм, снова не совсем в своей тарелке. Она не очень подходила для роли оперативницы в «Мосгазе», и, как выясняется, разбойница по кличке Люся-не-женюся из актрисы тоже так себе. Видимо, лучше играть ей особ голубых кровей, а не простолюдинок.
К остальным претензий куда меньше. Смоляков сменил шляпу Черкасова на кепку, но даже в таком упрощенном образе излучает тонны харизмы. Его тандем с Александром Горбатовым, играющим еще одного следователя, сложился весьма удачным образом и, наверное, является главной движущей силой сериала. Андрей Мерзликин в образе криминального авторитета берет на себя функции обаятельного злодея и тоже неплохо справляется.
Вся эта звездная компания погружена в мутное дело банды «Мертвая голова». Злоумышленники расправляются с бандитами и теми, кто им помогает, что само по себе не совсем типично. Причем в своих вылазках они используют новейшее иностранное оружие, доступное скорее диверсантам, чем местным злодеям.
Время от времени всплывает довольно типичное для современных режиссеров намерение снять новую версию «Места встречи изменить нельзя». Наверное, в этом кроется какой-то честолюбивый вызов самим себе, хотя уже давно понятно, что публику это скорее раздражает, чем восхищает. Нарисованные портреты жертв, оставленные на месте преступления (именно благодаря этим картинкам гипотетический главарь криминальной организации получил кличку Художник), конечно, напоминают о знаке банды «Черная кошка» в легендарном детективе Станислава Говорухина.Подобные переклички, естественно, располагают к сравнению, и это сравнение чаще всего не в пользу современных сериалов. То, что было снято режиссерами, которые сами росли в военные и послевоенные годы, совсем не хочется рассматривать под увеличительным стеклом на предмет достоверности деталей. Картинка в них иногда кажется документальной.
Сейчас принято снимать эффектное зрительское кино, поэтому ретро подается прежде всего как эстетика. А это значит, что все должно быть по-журнальному красиво, хотя подобная красота никак не вяжется с историческими фактами о нравах в послевоенном СССР. Прибавьте к этому все условности федерального прайм-тайма, и получится сериал, в котором вроде бы есть конкретика, но все как будто висит в воздухе.
В некоторой степени спасает ситуацию кастинг мечты. Даже не самые главные роли здесь иногда превращаются в весьма захватывающие выходы, например в исполнении Сергея Фролова или Дмитрия Куличкова. В целом получилось зрелищное кино, но эпоха здесь скорее нарисована, чем показана.
Оставить комментарий