В России не осталось ни одной фабрики или завода по производству фортепиано. Об этом заявил в интервью ТАСС пианист, народный артист России Денис Мацуев, который находится сейчас в США на гастролях.
В школах остались допотопные, разбитые инструменты
«У нас в России сейчас нет ни одного завода, фабрики, которые изготавливают пианино и рояли. И это — настоящий ужас, — считает он. — Я попытался организовать рояльное движение — езжу по регионам и пытаюсь убедить губернаторов закупить для школ, в концертные залы рояли. Приобретено уже более 50 инструментов. Но это — лучше мировые марки. А зайдите в рядовые музыкальные школы и посмотрите, на чем там играют дети. Это же допотопные разбитые советские инструменты, так как закупать зарубежные школам — очень дорого, а своих новых нет».
«Но у нас ведь были прекрасные инструменты. До самого конкурса Чайковского я играл на пианино «Тюмень», принадлежавшем моей маме. Но и их уже не существует», — с сожалением отметил Мацуев. Кроме того, по его словам, в России не хватает мастеров-настройщиков. «Можно купить самый лучший концертный рояль, но он требует особого отношения, температурного режима, обслуживания, настройки, — пояснил музыкант. — Японцы готовы обучать, но ведь некого». «И нам обязательно надо сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки, — подчеркнул он. — У нас должны быть люди, профессионалы, у нас должны быть заводы, у нас должна быть собственная отрасль — как когда- то в Советском Союзе. Государству необходимо вкладывать в образование, необязательно ведь оценивать все с точки зрения выгоды и навара. Можно думать и о более ценном, о том, что выше материального». Как считает пианист, производство музыкальных инструментов и обучение мастеров «можно было бы поставить на поток, и результат не заставил бы себя ждать».
В России происходит тотальное омоложение публики
В целом, как считает Мацуев, музыкальное образование, даже непрофессиональное, необходимо давать всем детям. «У играющего на инструменте ребенка открывается другое полушарие, музыка облагораживает, влияет на его интеллектуальное развитие, музыкальное представление, видение мира, его истории», — подчеркнул он.
Народный артист не согласен с позицией, что классическая музыка менее популярна с годами. «Я бы сказал — наоборот. В России происходит сейчас уникальная история — тотальное омоложение публики. Молодежь воспитана ходить на классические концерты. Как раз здесь, на Западе в зале всё больше седые головы, у нас же нет, — заметил он. — Поэтому когда говорят, что у классической музыки рейтинг 2%, то это несусветная глупость. Залы переполнены».
Молодые российские музыканты — виртуозы и незаурядные люди
Что касается детей, которые серьезно занимаются музыкой, то, по мнению Мацуева, «нынешнее поколение — совершенно уникальное». «Дети сейчас совсем другие. Сегодняшние школьники 12-14 лет не по годам зрело играют — не только технически, но и интеллектуально. При этом они, в отличие от нашего поколения, от нашего детства, живут в другом темпо-ритме: кроме постоянной практики на инструменте, они успевают овладеть несколькими языками, компьютером, читают книги, ходят в театры, следят за кино, — подчеркнул пианист. — Это очень незаурядные люди — тонко чувствующие, обладающие большим чувством юмора, с ними ведь можно говорить совершенно обо всем, включая политику и философию». «Даже страшно иногда становится, какое поколение идет по нашим пятам, что будет с ними через 5-10 лет. И важно именно сейчас не дать сойти им с этого пути, чтобы не переборщить обучением, не перехвалить, не перегрузить», — считает Мацуев. «Русская фортепианная школа остается по-прежнему уникальной, и именно наши дети — настоящие виртуозы, — отметил он. — Система образования была уникальной, и очень важно ее не разрушить».
Пианист напомнил, что 30 апреля в Большом зале Московской консерватории состоится торжественное открытие инициированного им I Международного конкурса Grand Piano Competition. Уже поступило более 100 заявок из 18 стран мира от музыкантов в возрасте от 8 до 16 лет. «Мы должны выбрать среди них 15 участников, это очень трудно, почти невозможно, потому что все дети — абсолютно фантастические, с совершенно взрослой техникой, — пояснил он. — Будут представлены самые разные школы — американская, русская, европейская, китайская… Так о каком упадке музыкальной классической культуре здесь можно говорить?».
Оставить комментарий