Земфира выпустила саундтрек к новому спектаклю Ренаты Литвиновой как отдельную пластинку — Cactus. Формат саундтрека подразумевает, что каждая композиция может и должна восприниматься как самодостаточное музыкальное произведение. В действительности вышел набор безусловно красивых, но очень коротких (на полторы минуты) музыкальных фраз, от прослушивания которых создается ощущение какофонии. Мелодии, содержащие голосовую информацию, конечно, выделяются и запоминаются сильнее, в частности «Радио» — нарезка из информационных сообщений по радио о частичной мобилизации в России, звучащих на множестве языков. Безусловно, в отрыве от действия, происходящего на сцене, давать какую-то оценку уместности этого не представляется возможным, а корреспондентка «МК» смотаться по-быстрому в Париж на выходные не сумела…
Осталось рассматривать вызвавший резонанс видеоклип и нарезки в Ютюбе. На фоне легкой музыкальной сумятицы из множества мелких зарисовок выделяется относительно объемная композиция «Любовь», соединившая фирменную маршевую композиторскую манеру Земфиры и мелодичный шарм романтичной французской музыки 70-80-х годов прошлого века. Звучащая на этом многоплановом фоне французская речь в разговоре мужчины и женщины создает атмосферу уютного европейского кафе с его простотой и элегантностью… Насыщенное звучание плавно растворяется в мягкой плывущей мелодии «Она», ее так же хотелось бы продлить чуть дольше одной минуты, в которую она явно не помещается глубиной и объемом звучания.
Специфическая нервозность Земфиры передается через фортепианную перебежку композиции «Замки», которая, по всей видимости, призвана символизировать метание героини. Но так как описание содержания спектакля к диску не прилагается, слушателю остается только догадываться о происходящем на сцене. И наконец, единственная песня с голосом Земфиры, собственно «Кактус», снабжена видео поддержкой – клипом из кадров спектакля. Рената в длинном черном платье, залитая светом софитов, стоит у бутафорского кактуса и курит одну за одной, при том периодически открывает рот под фонограмму Земфиры. То и дело в кадре появляется рука, похожая на мужскую, подающая сигарету или берущая ее назад. Вот и все действие. В принципе, Рената любит бессюжетные композиции, состоящие из состояния бытия, в которых актер просто существует в кадре или на сцене. Такое привычное нам существование Ренаты в рамках музыки Земфиры мы и наблюдаем. Накануне премьеры спектакля в Париже Рената Литвинова написала в своем блоге: «Это такое удовольствие – увлекаться своей работой даже больше, чем она того заслуживает – я просто каждый день что-то доказываю самой себе».
На фотографиях, иллюстрирующих происходящее, Рената Литвинова все так же не изменяет выбранной когда-то стратегии воспроизведения образов актрис 30-40-х годов ХХ века. На некоторых снимках ее невозможно отличить от Греты Гарбо, на других кажется, будто ожила Любовь Орлова в одной из своих ролей. Судя по обрывкам репетиций, которыми делилась Рената, кроме нее, одетой в невообразимо пышные платья в рюшах, в спектакле участвуют мужчина в костюме птицы и мужчина в зеленом костюме с иголками на лице, видимо, это и есть кактус. Песню Земфиры к этому спектаклю она уже назвала «своей любимой» и периодически цитирует строчки из нее.
Видимо, стоит напомнить создателям пластинки, что саундтрек для того и нужен, чтобы слушатель мог услышать целиком композицию, которая вошла в фильм или спектакль лишь маленьким своим краешком. Да, музыка впечатляет, но ее так мало, что слушатель в недоумении уходит голодным, с раздразненным аппетитом. Хотя, возможно, именно на это чувство легкого голода, с которым у аристократов принято вставать из-за стола, и был расчет двух творческих затейниц и подруг, умеющих даже самые простые мысли, чувства и рефлексии разукрасить кружевами несусветной многозначительности…
Оставить комментарий