Чиновники: много талантов, но нужен отбор
Депутат Госдумы, председатель комитета по культуре Елена Ямпольская уверена, что среди Z-поэтов и писателей много талантливых людей. Включение их произведений в программу для школьников «можно только приветствовать».
«»Отбор для школьной программы — серьезная экспертная работа. Это будет происходить через Министерство просвещения, специалисты должны каждое произведение отдельно рассмотреть, проанализировать. Но уже сейчас ясно, что СВО «подняла на свет» много очень талантливых поэтов. Очевидно, что появилась новая поэтическая волна», — сказала она в разговоре с РИА Новости.
По ее словам, выбрать есть из чего, особенно для старших классов: новые работы можно включить в дополнительную программу, в список рекомендованного для чтения, ведь «есть масса способов использовать современную литературу в учебном процессе в разных форматах».
Она отметила, что речь не только о поэзии, но и драматургии. По мнению Ямпольской, уже созданы неплохие произведения для театра на темы СВО и ситуации в Донбассе, поскольку «идет художественное осмысление».
«
«Сейчас мы занимаемся формированием нового состава Общественного совета при нашем комитете: хотим, чтобы он был максимально широким, — продолжила Ямпольская. — Я убеждена, что туда войдут представители новой литературной волны, авторы, которые пишут о том, что сейчас там происходит. Их слово чрезвычайно значимо для нас».
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по культуре Елена Ямпольская во время пресс-конференции в Международном мультимедийном пресс-центре МИА Россия
Первый зампредседателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко в разговоре с РИА Новости также высказалась на тему изменений школьной программы, которая, по ее мнению, должна быть цельной.
«
«Нужно включать в программу по литературе то, что изучают по истории — чтобы два предмета шли параллельно. Периодам Великой Отечественной войны или современности должны соответствовать литературные произведения, признанные классикой. Проверенные, классические работы», — пояснила депутат РИА Новости.
Драпеко коснулась темы исключения некоторых авторов из программы. Заметила, что, например, вопрос работ Александра Солженицына — сложный.
Елена Драпеко
«
«Я читала его еще в 1960-е, первые издания. Но ни тогда мне не понравился «Один день Ивана Денисовича», ни сейчас — на мой взгляд, детям это изучать не обязательно. А классику того времени надо включать, чтобы школьники понимали, как исторические события отражались в литературе. Поэтому обязательно — Шолохов, военная проза, она у нас очень мощная. А также шестидесятники, поэзия 1970-х», — уверена Драпеко.
По ее мнению, нынешние авторы еще «не дозрели» до того, чтобы называть их произведения высокой литературой.
«»Можно знакомить с современными произведениями, в том числе об СВО. Но не в учебном порядке, а факультативно, дополнительно. Еще не произошел отбор. А детям нужны именно проверенные классические работы», — подчеркнула она.
Литераторы: школьные часы не безграничны
Аналогичной позиции придерживается переводчик, редактор, литературный журналист, автор Михаил Визель.
«»При присвоении улицам и площадям названий, даваемых в честь исторических личностей, есть формальный критерий — не меньше десяти лет с момента их смерти. Для внесения литературных произведений в школьную программу такого четкого критерия нет, но есть (или должен быть) здравый смысл. Понятно, что в 1970-е произведения Шолохова заняли место в программе с полным на то основанием, хотя Михаил Александрович был жив. И понятно, что стихи Веры Полозковой включать рановато, хотя старшеклассницы ее ранними девическими стихами зачитываются и там есть чем зачитаться», — сказал он РИА Новости.
Писатель Михаил Визель на международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№ 22 в Гостином Дворе, Москва
По мнению Визеля, формальным критерием должен быть выход произведения до года рождения школьника.«»То есть, скажем, для школьников 2007 года рождения «Желтая стрела» Пелевина, вышедшая в 1993-м, — вполне себе классика, — пояснил он РИА Новости. — Но вообще здесь нужна осторожность, школьные часы не безграничны. Чтобы включить что-то новое, надо что-то старое выкинуть. Много ли найдется поэтических произведений, достойных «выбить» Фета и Брюсова?» — рассуждает Визель.Шеф-редактор портала Год литературы России, писатель Михаил Визель на презентации проекта Читаем Крылова в рамках книжного фестиваля на Красной площади в Москве — Шеф-редактор портала «Год литературы России», писатель Михаил Визель на презентации проекта «Читаем Крылова» в рамках книжного фестиваля на Красной площади в Москве.Поэтесса и журналистка, член Союза писателей Москвы Мария Ватутина отчасти солидарна. По ее словам, некоторые авторы из школьной программы могут быть неоднозначны или «суховаты» для детей и подростков, их лучше изучать уже в студенчестве, на филологических факультетах.
Поэтесса Мария Ватутина на поэтическом вечере ZOV, посвященном спецоперации на Украине, в концертном зале «Академия» в Москве
«»Выбирать нужно что-то более традиционного склада, чтобы ложилось на слух, не было пафосным и призывным. Школьник не воспринимает дидактику, для него она — отталкивающий элемент. Лучше немного подождать, чтобы «встала на ноги» эта поэзия. Ведь только через некоторое время можно будет понять всю иерархию — какие стихи лучше, какие слабее, выделить самые главные ударные произведения, повлиявшие на сознание людей. Классикой они становятся не так быстро», — считает Ватутина.
Оставить комментарий