Что такое симфоджаз понятно уже из названия — это когда на одной сцене симфонический оркестр в своем основном составе соседствует с джазовым биг-бэндом. Но почему такое сочетание оказалось одним из символов XX века? Выдающийся и ныне здравствующий композитор Анатолий Кальварский называет три кита, на которых стоит вселенная этой музыки: «Чувство свободы, искренность и позитив». И все это не было чуждо первым десятилетиям советской власти, более того — многие исполнители симфоджаза были своими парнями на фронтах Великой Отечественной войны, радио и телеэфиры также не брезговали коктейлем из западной экспрессии и русской меланхолии. И все же век симфоджаза был недолог. В пик борьбы с космополитами эту музыку убрали из всех концертов, внесли в стоп-листы в СМИ, многие записи просто смыли.
В Москве прозвучали забытые мелодии корифеев отечественного симфоджаза / Автор: Максим Васюнов
Но мелодии свободы оказалась сильнее времени, что и убедительно доказал прошедший в Московском международном Доме музыки концерт «Симфоджаз. Сделано в России». На сцене звучали забытые произведения корифеев музыки позитива — от Цфасмана и Варламова до Минха и Капустина. Звучали они, как того и требует жанр, в исполнении симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением главного дирижера Сергея Кондрашева и Большого джазового оркестра Петра Востокова. Тут же заметим, что в России отдельного коллектива, который бы специализировался только на симфоджазе, не существует вот уже более полувека, так что столь уникальное содружество двух знаменитых оркестров стало своего рода намеком: а не пора ли возродить?
Концертом в Доме музыки продолжился фестиваль «Энергия открытий» радио «Орфей», который уже не первый год возвращает хорошо забытую отечественную музыку. «Орфей» реставрируют партитуры и чудом уцелевшие в архивах записи, ставит спектакли и снимает фильмы. И, конечно, возвращает имена корифеев.
В Доме музыки больше всего говорили об отце советского джаза Александре Цфасмане — три десятка лет он исполнял и писал музыку, под которую танцевала вся страна, чего стоит только его фокстрот «Неудачное свидание» («Мы были оба./Я у аптеки!/ А я в кино искала вас!» Продолжим вместе?). Цфасман возглавлял популярные оркестры, работал в кино, а также в училище Большого театра, где сочинил легендарный хореографический номер «Футболит», который Игорь Моисеев поставил специально для Асафа Мессерера (шутка ли, солист танцевал его несколько десятков лет!). И все же однажды даже такой лайнер пропал с радаров. К счастью, в отличие от многих коллег Цфасман миновал жесткие репрессии, но за это музыкант заплатил молчанием. Последние годы своей жизни он выращивал любимые розы на своей даче в Подмосковье. В программе «Симфоджаз. Сделано в России» были исполнены сразу несколько произведений Цфасмана, в том числе «Вдали от любимой» и «В парке культуры».
Или вот еще судьба. Эдди Рознер — польский еврей, родился и сделал карьеру в Берлине, бежал от фашистов сначала в Польшу, потом в СССР, здесь тоже стал звездой, создал один из первых в стране джазовых оркестров, исполняющих свинг, потом восемь лет лагерей, и снова взлет — его новый Эстрадный оркестр завоевывает киноэкраны и телеэфиры, мы его помним, например, по «Карнавальной ночи». Последний штрих в портрете виртуоза — Рознер возвращается в Западный Берлин и работает портье в ресторане, в котором когда-то начиналась его слава музыканта. В Доме музыки два оркестра исполнили его «Восточную серенаду» — и это еще одно возвращение легенды.
На сцене ММДМ концертом «С любовью к России» отметили два юбилея: 95-летие Юрия Саульского и 40-летие «Фонограф-Джаз-Бэнда»
Восемь лет провел в лагерях и руководитель государственного джаз-оркестра Александр Варламов, а Вадим Людвиковский, один из самых прогрессивных бэндлидеров СССР, человек, который руководил эстрадным ансамблем Гостелерадио, замерз до смерти в московском сквере — страшный финал десятилетий его борьбы за возможность снова играть легкую музыку в трудные времена.
Среди явных удач концерта — «Рапсодия на белорусские темы» Виктора Кнушевицкого, композитора, превратившего джаз в «подлинное художественное явление» — это мнение советской прессы. Прозвучавшее впервые за долгие десятки лет произведение, так виртуозно совместившее симфоджаз с национальными мотивами, дает все основания говорить, что это был мощнейший композитор эпохи. И ему не место на пыльных полках.
А завершался вечер симфонического джаза «Карельским пейзажем» Анатолия Кальварского, произведением, которое подтвердило — симфоджаз уже давно обрусел и ему по силам осмыслять широту русских просторов и русской души. Бурные овации в конце исполнения, в свою очередь, подтвердили запрос современников именно на такую музыку.
Видеоверсия концерта «Симфоджаз. Сделано в России» в ближайшее время будет доступна на сайте телерадиоцентра «Орфей».
Оставить комментарий