Святославу Рыбасу исполняется 70 лет. Широко известны его повесть «Зеркало для героя» (одноименный фильм режиссера В. Хотиненко), биографии в серии ЖЗЛ Петра Столыпина, Иосифа Сталина, Андрея Громыко, Василия Шульгина, русских и белогвардейских генералов. Был первым председателем Фонда восстановления храма Христа Спасителя в Москве. Председатель Экспертного совета Национальной премии «Человек года», член Общественного совета при министерстве культуры России. Святослав Юрьевич, кто вы? Монархист, сталинист, белогвардеец, православный активист?
Святослав Рыбас: Всё вместе. Как писатель я следую принципу «историзма», то есть обязательного учета всех исторических обстоятельств, сопутствующих изучаемому явлению. Да у меня и нет другого выхода. Среди моих предков — казаки, купцы, горные инженеры, ученые, учителя, белогвардейцы, чекисты, медики, профессора. У многих из нас примерно такая же широкая родовая панорама. Я люблю всех.
Вы считаете, что многие явления нашей истории служат нам своеобразным зеркалом. Что, например, подсказывают времена Петра Столыпина?
Святослав Рыбас: Возьмем такой факт. Столыпин бросил вызов российскому финансовому миру, потребовав, чтобы государственный Крестьянский поземельный банк перешел в подчинение МВД (Столыпин занимал одновременно пост министра внутренних дел) и выпустил облигационный заем на колоссальную сумму в 500 млн рублей для развития аграрного сектора, который тогда был ведущим в экономике страны и остро нуждался в деньгах. Получив в процессе Столыпинской реформы землю, крестьяне напоминали армию без патронов. Государству следовало сделать решающий шаг для их поддержки, чтобы уменьшить хищничество экономически сильных структур. Однако чисто «бухгалтерский» подход министра финансов В. Н. Коковцова, считавшего, что главным для министерства является не развитие, а накопление золотого запаса, не позволил создать инвестиционный банк. Российский золотой запас был самым большим в Европе, но толку от этого было мало, так как Государственный банк эмитировал недостаточное количество денег.
Если бы замысел Столыпина был реализован, жизнь государства повернулась бы в новом направлении. Кстати, после увольнения Коковцова в начале 1914 года был принят экономический новый курс, включавший даже пятилетнее (!) планирование. Но в итоге преодолеть сопротивление финансовой элиты не удалось.
Показательно, что и попытка защитить тогда на международной арене интересы российских аграриев, предпринятая Советом съездов биржевой торговли и сельского хозяйства, была в Европе встречена настоящими репрессиями, занижением натурального веса при приемке русского зерна в порту Марселя, бойкотом Бременским союзом российских импортеров зерна.
Вы родом из Донбасса. Как вы оцениваете «конфликт Киева и Донецка»?
Святослав Рыбас: Свыше 20 моих близких были шахтерами. То, что казалось навсегда исчезнувшим, — разделение индустриального модерна и сельской архаики — сегодня обрело черты похода каких-то гуннов на города Римской империи. Мы еще не полностью расплатились за развал Советского Союза. Донбасс — уникальная городская агломерация, здесь треть городов Украины со 100-тысячным (и больше) населением. Добровольно уйти в предлагаемую архаику он не сможет.
Вы родились 8 мая. Чего для вас больше в этот день: дня рождения или празднования Победы?
Святослав Рыбас: Это разные вещи. День рождения — еще один повод вспомнить родителей и близких, поговорить о них с внуками. В прошлом году всей семьей мы были в Берлине у Бранденбургских ворот и Рейхстага. Мои внуки развернули копию знамени Победы. Так мы вспомнили победителей, отцов и дедов.
Оставить комментарий