С 3 по 6 июня в музее-заповеднике «Михайловское» в 50-й раз пройдет пушкинский праздник поэзии. На четыре дня поляна перед усадьбой превратится в литературную гостиную под открытым небом. Праздник был учрежден первым директором «Михайловского» Семеном Гейченко и во все времена собирал лучших писателей, поэтов, чтецов, актеров со всего мира. Вчера в псковском историко-художественном музее прошло заседание оргкомитета по проведению праздника во главе с советником президента РФ по культуре Владимиром Толстым, на котором обсуждались организационные вопросы — программа, приезд, размещение гостей. О том, почему сегодня нужно ехать в заповедное «Михайловское», рассказал директор музея Георгий Василевич.
Пушкинский праздник, старейший в России, по-прежнему собирает много гостей?
Георгий Василевич: В лучшие годы во Всесоюзном пушкинском празднике поэзии участвовали до 90 тыс. человек. Это было время, когда звучащее слово собирало большие залы и стадионы. Праздник объединял, был местом общения, литературной гостиной под открытым небом. Сюда приезжали «властители чувств и умов»: поэты писатели, артисты. Все те, кого можно было увидеть только по телевизору, в театре, в кино. Весь цвет советской многонациональной литературы, поэты из Европы, Африки, Америки с 1967 по 1991 год побывали в Михайловском. На праздниках пели романсы и арии на стихи Пушкина Иван Козловский и Евгений Нестеренко. Великих имен было много, много живой и яркой поэзии. Потом наступило время перемен. Изменилось отношение к поэтическому слову. Тем не менее, когда Олег Митяев вместе с Вениамином Смеховым и Давидом Тухмановым представили программу песен на стихи Пушкина, стало ясно, что поэт современен, а песенная поэзия вызывает живой отклик в сердцах
Что будет происходить в этом году?
Георгий Василевич: В этом году мы выходим на праздничную поляну Михайловского с различными творческими проектами. Откроет праздник по сложившейся традиции лития на могиле Пушкина в Святогорском Свято-Успенском мужском монастыре и выступление Государственной академической хоровой капеллы им. А.А. Юрлова. Вести литературный праздник будут два поэта — Геннадий Красников и Владимир Костров. Пройдет презентация книги «Повести покойного И.П. Белкина» с иллюстрациями художника Игоря Шаймарданова. В программе праздника 12 спектаклей фестиваля молодежных театров. Юных гостей пригласят на конкурс детского рисунка на асфальте. Особую программу представит Псковский симфонический оркестр. На выставках покажут документы и фотографии из пятидесятилетней истории пушкинского праздника поэзии. Откроет свои двери музейный городок с десятками игровых программ. Посетителей пригласят в город ремесленников и на специальные праздничные экскурсии в Михайловском. Главная идея 50-го праздника: встреча с прекрасной русской поэзией в пушкинском уголке России в незабываемой атмосфере дня рождения Поэта.
Литературный музей-заповедник — явление по большей части российское?
Георгий Василевич: Наш музей появился в 1899 году, тогда вся страна собрала средства для его создания посредством пожертвований, «кружечного сбора». Собрали нужную сумму добровольно по копеечке по всей России, чтобы выкупить усадьбу у потомков Пушкина в государственную собственность. Литературные усадьбы присутствуют в разных странах Европы. Но, поскольку существуют различия в культуре, укладе жизни таких мест, они отличаются от наших. Мы мыслим свой мир все еще в категориях «одной шестой части суши». Для русского человека нормально, когда перед глазами не забор, а леса, поля, река, «простор и воля». Иным народам привычны другие масштабы, потому что они всегда жили более кучно. Сегодня вопреки здоровому национальному чувству мы загоняем себя в такие жилые резервации, в которых можно лишь временно существовать. Опыт музеев-заповедников, сохранивших исторические примеры обустройства сельской жизни, начинает использоваться. Появляются подвижники, которые частным образом возрождают места бывших усадеб, поселяются в них и учатся вновь жить дома по-русски. Если мы хотим жить в соответствии со своим культурным кодом, мы неизбежно вернемся в деревню. И заповедник «Михайловское» — это нечто большее, чем просто красивый кусочек России. Пушкинский заповедник — живая энциклопедия русской жизни, которую мы получили в дар от поэта, место, где продолжается пушкинская жизнь.
Во время «Делового завтрака» в «РГ» вы не раз говорили о том, что ландшафт, который видел Пушкин, из-за недобросовестных застройщиков неизбежно меняется. Нувориши строят неуклюжие дома за высокими заборами. И если незаконное строительство не прекратится, то несравнимый по своей красоте пейзаж Михайловского изменится до неузнаваемости. Строительство велось из-за того, что границы заповедной зоны не были четко определены. Что происходит сейчас?
Георгий Василевич: Была проделана большая работа специалистами научных институтов и Минкультуры России, музейщиками и представителями других профессий. Это позволило определить границы, способы и инструменты сохранения пушкинского ландшафта. На территории нашего музея более двух тысяч владельцев земли, с каждым из которых ведется работа, выдаются предписания, утвержденные на государственном уровне, включенные в земельный кадастр.
Как изменилось количество посетителей в последние годы?
Георгий Василевич: В советское время, в 70-80-е годы, посетителей было около 700 тысяч. В начале 90-х — чуть более 35 тысяч. В последние годы ежегодный прирост составляет от 50 до 80 тыс. человек и приближается к полумиллиону. Известно, что многие директора музеев-заповедников хотели бы получить автономию — хозяйствовать сами, зарабатывать сами, быть освобожденными от бумажной волокиты. Хотели бы вы получить такую автономию?
Георгий Василевич: Это иллюзия, что музеи-усадьбы могут существовать сами по себе. Опыт подобного типа «музейного хозяйствования» ограничен и далеко не во всем успешен. Обязательные затраты для музеев-заповедников, включающие в себя расходы на обустройство земли, значительны. Есть основные виды деятельности для любого из музеев: пополнение, изучение и представление коллекции, работа с посетителями, просветительская и научная деятельность. Но для музеев, живущих в историческом ландшафте, столь же обязательной является деятельность по содержанию хозяйства, исторических парков и садов. Сегодня эта область музейного дела находится в стадии становления, требует внимания, исследований и затрат, которые не вписываются в границы «автономии». Автономия на нынешнем этапе национальной экономики — это путь в «военный коммунизм». Можно «автономизироваться» от части бумажной работы, но никто не гарантирует, что завтра границы автономии не будут видоизменены, а возможности не будут «оптимизированы» путем усечения.
Сколько денег в год государство выделяет вам?
Георгий Василевич: Около 200 млн рублей, при реальной потребности в 1,5 млрд. Есть набор обязательных работ, которыми пренебрегать можно лишь до поры. Исторические парки пушкинского времени, пережившие годы войны, требуют ежегодной работы по уходу, ремонту и реставрации. Парки — это парадные залы усадеб. Их состояние — часть основного впечатления, которое уносит с собой каждый из полумиллиона посетителей Пушкинского заповедника.
На чем музей может зарабатывать?
Георгий Василевич: На создании реплик наиболее значимых предметов своей коллекции — книг, произведений искусства. Чаще всего сегодня зарабатываем на издании и продаже книг стихов Пушкина, написанных в Михайловском. Востребованы путеводители, альбомы с работами художников, пишущих пушкинские пейзажи. Воссоздаем народные праздники псковских крестьян, дни рождения литературных героев и хозяев усадеб Пушкиных, Ганнибалов, Осиповых, музейный кукольный театр. Взрослые и дети посещают уроки исторического письма и русской литературы, которые проводятся сотрудниками музея в классе русской словесности в деревне Бугрово. Там можно научиться писать пером, писать на бересте, решать задачки по арифметике XIX века. Посетители создают сувениры в соответствии со старинными народными традициями.
Хотелось бы, наверное, большего — открыть, к примеру, свою экоферму и продавать продукцию под брендом «Михайловского»?
Георгий Василевич: Потенциал огромен. Действительно, если брать во внимание мировой опыт, мы могли бы производить экологически чистые продукты, устраивать прогулки на лошадях, привлекать местных жителей, которые бы водили экскурсии по окрестностям музея-заповедника, по «своим» деревням и хуторам. Но это все будет возможно, когда мы преодолеем кризис, когда жизнь вернется в свое нормальное размеренное русло. Боюсь, что это вопрос далеко не сегодняшнего дня. Почему? Не хватает людей и средств. Но прежде всего — специалистов. Жизнь ограничивает нас. В округе Михайловского, в Пушкиногорском районе, в 90-е годы XX века появилось более ста фермерских хозяйств, но они оказались убыточными и исчезли еще до начала нового века. Просто взять чью-то технологию и перенести ее на свою почву, увы, не всегда возможно. Опыт и знания, желание и согласие человека много работать, относиться к делу с любовью — все это было хорошо знакомо пушкинским современникам, крестьянам.
Спонсоры неохотно соглашаются помочь?
Георгий Василевич: Спонсоров у нас нет как постоянного явления. Есть отдельные примеры благотворительности. Георгиевская церковь построена на частные деньги. Ремонт гостевого дома в Михайловском осуществлен на средства одного из банков. Но это малая толика того, в чем очень нуждается музей. Есть готовый проект парка сказок А.С. Пушкина. Этот проект изменил бы в принципе возможности района и музея по работе с посетителями. Но 18 миллиардов кредитных денег с последующей отдачей найти пока не удается. А между тем проект окупаемый. Это признают те, кто готов профинансировать его для Санкт-Петербурга.
Вы и ваши сотрудники много общаетесь с молодым поколением. Каково их восприятие Пушкина и его поэзии? Георгий Василевич: Есть посетители, которые, увы, вообще не знают, кто такой Пушкин. Имя-отчество путают, где родился и когда жил, не помнят. Это кажется невероятным, но факт. Но обратных примеров больше.
Оставить комментарий