Ох и досталось 27-му «Кинотавру» в этом году — от зрителей, критиков, кинематографистов. Начнем с того, что в Год российского кино по отношению к главному отечественному киносмотру в Сочи были завышенные ожидания.
А на нем самом лежала гораздо большая ответственность, чем всегда. И это при том, что время — кризисное, и президент «Кинотавра» Александр Роднянский, открывая первую пресс-конференцию еще в Москве честно предупредил о том, что возможности у фестиваля в этом году ограничены. Видимо, это касалось и кино. В целом в Год кино конкурс был слабее, чем, например, в прошлом, когда была очень сильная программа. Но, тем не менее, большинство фильмов заставили о себе говорить. Причем мнения были самые разные. То, что раздражало одних, нравилось другим, и наоборот. Профессиональная публика не стеснялась в выражениях не только в статьях, репортажах и рецензиях, но и в блогах. Будущие зрители не сдерживали себя в комментариях. Так что жюри во главе с Николаем Лебедевым пришлось нелегко. Однако оно приняло соломоново решение. Победила молодость, драйв и позитив — все это олицетворяет картина «Хороший мальчик». Не обошли и крепкого профессионала — приз Кириллу Серебренникову за «Лучшую режиссуру». В большинстве фильмов киносмотра поднималась тема непохожести на остальных, выделения из общего ряда, человека с особенностями и того, как его не принимают в обществе. Вот над чем стоит задуматься: почему именно это, именно в Год кино волнует наших кинематографистов, из которых многие — дебютанты. Обозреватель «РГ» выбрала пять фильмов 27-го «Кинотавра», которые обсуждали, пожалуй, больше, чем остальные. О них и разговор.
«Хороший мальчик» Оксаны Карас
На «Кинотавре» премьера фильма была самым первым показом, который задал тон всему фестивалю и создал зрителям настроение. Когда картина получила Гран-при, круг замкнулся. Первый полнометражный фильм Оксаны Карас «Репетиции» был в «РГ» на фестивале «Дубль 2» и победил на нем. Еще и был показан по ОТР — Общественному телевидению России. Но если «Репетиции» были в каком-то смысле «пробой пера» и фильмом многообещающим, то «Хороший мальчик» — работа совсем другого режиссерского уровня. Сценарий Михаила Местецкого, благодаря чему фильм «Хороший мальчик» можно рассматривать как своеобразное продолжение «Тряпичного союза». Не только потому, что «совпадают» некоторые актеры, но и оттого, что фильм передает тот же самый дух.
Один из четырех продюсеров картины, Василий Соловьев, представляя фильм, сказал: «Мы в процессе съемок смеялись, переживали и даже… плакали». И видно, что этот фильм делался людьми неравнодушными. Уже в первой сцене фильма мы видим школьника, 15-летнего подростка (Семен Трескунов), которому важно не смолчать даже в разговоре с более сильным, а доказать правду и побороться за нее. «Тяжело тебе придется в жизни, сынок», — говорит ему отец (Константин Хабенский), и весь фильм зритель наблюдает, как из-за характера молодого человека в период взросления приходится нелегко и ему, и тем, кто его окружает. Константин Хабенский сыграл в фильме блестяще, и это непохоже ни на одну его роль, сыгранную прежде, в том смысле, что совсем нетипично для него. Можно найти некую «перекличку» с картиной «Географ глобус пропил», но это лишь школьный сюжет, не более того. Семен Трескунов стал героем нынешнего «Кинотавра», ему даже прочили приз за лучшую мужскую роль. Вряд ли сегодня найдется более популярный актер в соответствующей возрастной категории в России, чем он. Напомним, что наиболее обсуждаемой работой был фильм «Призрак», где Трескунов сыграл с Федором Бондарчуком. Сегодня предложений к Семену от режиссеров и продюсеров поступает столько, что его работа уже расписана, по крайней мере, на год вперед. В картине одного из учителей играет также популярный сегодня актер Александр Паль, роль директора школы как всегда неординарно исполнил Михаил Ефремов. Недостаток у фильма один — незапоминающееся название. Но это не помешало ему найти хорошего прокатчика, и уже в этом году картина выйдет к широкому зрителю.
«Ученик» Кирилла Серебренникова
Перед показом фильма «Ученик» Зимний театр в Сочи знаменитости брали почти что штурмом — занимали места заранее, всем хотелось посмотреть, чем удивлял Кирилл Серебренников коллег и публику в Каннах. Благодаря чему туда пробился? Ответ прост: благодаря всему! Серебренников уже достиг такого в своем творчестве, что рисует широкими мазками, широкими мозгами и широкими мАсками. И ему все равно, что и кто о нем подумает. Обнажить героев телесно и духовно — пожалуйста. Заставить их орать тексты так, как будто им в театре нужно докричаться до галерки — ради бога. Заставить мать говорить самое нелицеприятное сыну? Да! И сына — матери? Да! И повышать на нее голос, и высказывать свою ненависть вперемешку с любовью? Да! И за пределами дома произносить то, что обычно на людях не решаются, особенно — в школе, особенно — учителям? Мать в исполнении Юлии Ауг общается с педагогами откровенно и на самом полном надрыве. И на том же надрыве, в такой же «тональности» ее сын буквально скандирует тексты Библии. Учительница, которая под портретом первого лица произносит монолог о тоталитарном государстве… Серебренникову можно и это. Учительница… Елена Львовна Краснова. Играет Виктория Исакова. Все ждешь, когда же ее, наконец-то, достанут, когда же она даст слабину, банально разревется… Что ее доведет — уход мужа, бессовестная ложь ученика, притеснение по национальному признаку. Но нет, этот «школьный Левиафан» с каждым новым несчастьем сопротивляется все сильнее.
Она бьет нечестивца-манипулятора ученика его же методами. Он, не понимая истинного Бога, пытается убить, одного человека «божьего агнца» (Александр Горчилин) физически, другого — Краснову — морально. Но по сути является религиозным манипулятором. И она — единственная, кто может это доказать. Фильмы, показывающие запретную связь учительницы и ученика, банальны в сравнении с этой историей. Вот она, запретная связь. На сознательно-подсознательном уровне. Вот он, психологический и религиозный триллер. Кто и кого чему учит в этой истории-притче и кого чему можно научить? Директор школы пытается учить мать, Краснову, всех остальных. Учит и Мать, и сама Краснова, и сам Ученик. И Батюшка — конечно же. Каждый хочет учить, никто не хочет учиться — ведь это уязвимо. Серебренников «лупит» всерьез и в размах, направо и налево, не стесняясь ни одной темы. Гомосексуализм? Тоталитаризм? Эксгибиционизм? Цинизм? Фанатизм? Получите! Получите и учитесь! Спектакль «М(ученик)» Кирилла Серебренникова можно посмотреть в Гоголь-центре и сравнить его с фильмом. Именно во время «Кинотавра» картина нашла своего прокатчика, и уже можно с уверенностью сказать, что этот фильм будет обсуждаем, как минимум, во всех школах и образовательных учреждениях страны. Уж больно актуален!
«Зоология» Ивана И. Твердовского
«На подступах» к этому фильму, когда только проект представляли на защите в министерстве культуры, сложилась странная ситуация. Есть мультфильм Светланы Разгуляевой «Почему банан огрызается» — он о человеке, у которого… вырос хвост. Тонкий, философский мультфильм, высоко оцененный профессионалами — призы на крупнейших фестивалях — и не оставляющий равнодушным ни одного зрителя. И тут благодаря питчингу пришла информация, что молодой Твердовский собирается снимать кино со схожим сюжетом. Авторы уверяли, что фильмы, и жанры, и подход — они разные. Но на премьере «Кинотавра» можно было убедиться, что и фильм, и мультфильм — одинаковы. В плане того, что оба сделаны очень талантливо и поднимают по сути одни и те же философские и даже библейские вопросы. Но каждый по-своему.
Хвост в фильме Твердовского неожиданно появился у… женщины средних лет. Скорее, он подошел бы молодому врачу-рентгенологу или кому-то еще. Но нет, мамина дочка в возрасте, серая мышь на работе — по иронии судьбы — в зоосаде… Чем наш мир не зоосад? Эту роль Наталья Павленкова, которая снималась у Твердовского еще в «Классе коррекции» (играла маму главной героини), исполнила так, что не зря на «Кинотавре» ей дали приз «За лучшую женскую роль». Фильм подробно — иногда до отвращения — физиологичен, но снять его нельзя было иначе. Хвост — интимный, стыдный, неприличный. В российской глубинке общество суеверное, охотно верящее в маньяков, ведьм и сглаз… Стоит ли удивляться, что героине — что с хвостом, что без — гораздо комфортнее в мире животных. Они-то ее понимают и принимают, в отличие от людей. Когда даже собственная мать не может обнять своего ребенка, потому что он не такой, как все… «На каждый шесток есть свой сверчок» — находится в этом бездушном мире и свой «любитель хвоста», но почему он кажется героине извращенцем? Потому что она сама себя — такую особенную — не принимает? Фильм «Зоология» получил на «Кинотавре» и «Белого слона» — награду кинокритиков. Смотреть его непросто, но он заставляет задуматься о многом — о комплексах, о серости, об издевательствах над людьми. Своего зрителя картина найдет, это точно. И не только в России.
«Коллектор» Алексея Красовского
Именно та картина, за которую Константин Хабенский получил приз, как лучший исполнитель мужской роли. Стильный психологический триллер с одним героем в кадре. Все остальные артисты, а это Полина Агуреева, Дарья Мороз, Евгений Стычкин, Александр Тютин, Татьяна Лазарева, Кирилл Плетнев, Игорь Золотовицкий и другие — «присутствуют» в картине лишь голосами. Зато какие ведутся диалоги! Не оторваться. Первые зрители сравнивали эту картину, снятую всего за семь съемочных дней, с театральным спектаклем. Но в данном случае это фильму во вред не идет. Режиссер, известный прежде по телевизионным сериалам, обрел в своем творчестве долгожданную свободу и… отпустил себя. Что мы видим? Невероятно «отточенное» кинопроизведение, где продумано все, вплоть до цвета мебели. Ведь место действия одно — офис. Человек очень актуальной профессии коллектор Артур — трудоголик и виртуоз. Он не останавливается ни перед чем, чтобы выбить деньги из банковских должников. Для него нет ничего святого. Он, например, даже представился сыном пожилого человека, чтобы тот незадолго до смерти вернул долг. Но находится та, которая пытается «загнать в угол» и самого коллектора, заставляя его поволноваться. Причем именно в тот момент, когда осложнившиеся отношения с собственной женой уже лишают его душевного покоя. Кульминация картины наступает в тот момент, когда зритель не знает — защищаясь, Коллектор-Циник врет женщине про ее личное горе или говорит правду. У фильма открытый финал. Но так сделано вовсе не для продолжения. А для размышления. Жалеть «профессионального подонка» или полюбить его. Он ведь всего лишь делает свою работу. Как говорится, ничего личного. Фильм также нашел прокатчика во время «Кинотавра», так что вскоре каждый зритель сможет найти ответ на эти вопросы сам.
«После тебя» Анны Матисон
В преддверии показа фильма «После тебя» пресс-секретарь Сергея Безрукова сделала «ход на опережение» — распространила в СМИ сообщение о том, что пара — Сергей и Анна — ждут ребенка. Так что скандала не получилось, и все сконцентрировались на кино.
Сергею Безрукову, как артисту, давно нужно было найти в своей жизни свежее решение. «Свежее решение» Безрукова называется Анна Матисон, и актер впервые за свою карьеру обратил взор и умения на авторское кино. До этого пробовал себя только в зрительском. Нет, не подумайте, он снова сыграл гения, звезду, известного человека. Но это был не Высоцкий, и не Есенин, а человек балетный (к счастью, не Михаил Барышников, хотя Безруков мог бы сыграть и его — они даже чем-то похожи, и первоначальное название картины было именно «Барышников») — персонаж придуманный и образ собирательный. Идти на этот фильм стоит хотя бы ради того, чтобы посмотреть, как Безруков держит спину. Как высоко поднята его голова. Как изображена балетная походка. И все-таки есть что-то в том, что артисты и другие люди творческие, перешагнув определенный рубеж, находят свои «свежие решения» — когда женщина, особенно режиссер, смотрит влюбленными глазами, и это отражается в каждом кадре (а Безруков в картине почти все время крупным планом). Его герой также любуется собой, а зритель любуется им… Но не это главное. Самое важное — это характер. Анна Матисон так и говорит: «Это фильм про характер, про судьбу и исследование судьбы в плане характера гениального». Он про то, какими невыносимыми, особенно по отношению к близким, бывают люди гениальные. Они же все — большие перфекционисты, и то, что им ведомо, зачастую неизвестно никому. Они же патологически требовательны, при этом самодостаточны. У них нет времени для того, что кажется им чушью, потому что они живут в другом измерении. Тем, кто с ними общается, кажется, что они видят подонка, на самом деле вопрос в другом — сколько можно простить гению ради его дара? Невнимание к собственным детям, жестокость по отношению к женщинам, оскорбления — от случайных людей до соседей… И что важнее — быть рядом или смотреть на такое «дарование» издалека? Игра Безрукова, как всегда, безупречна. А вот режиссерски есть вопросы по поводу финала картины. Картины, которая стильна настолько, что каждое лицо в ней кажется специально прорисованным, и которая в конце скатывается на довольно слабую сатиру по отношению к нашему ТВ. А предваряет эту — даже не сатиру, иронию — откровенный фотошоп: смонтированная «фотосессия» главного героя, где голова персонажа актера Безрукова «прикреплена» к чужим накачанным телам.
При этом видно и очень похвально, что Анна Матисон — в теме. Она делала фильмы про Мариинский театр, и не один раз. Она знает предмет. И одновременно со съемками фильма в Мариинском театре был поставлен спектакль «Симфония в трех движениях» на музыку Игоря Стравинского. Фрагменты из спектакля показаны в картине и органично вписаны в нее. И первое желание после просмотра — немедленно купить билеты в Мариинку и насладиться этой постановкой.
Оставить комментарий