Спрессовавшись с двух недель до восьми раскаленных дней, ММКФ будет серьезным испытанием для синефила: как всегда, в его афише много хитов других кинофорумов, а в конкурсе сплошные «темные лошадки» — каждая может вырваться вперед. Жюри отныне будет возглавлять победитель предыдущего фестиваля; этот пост занял болгарин Ивайло Христов, в 2015 году получивший «Золотого св. Георгия» за «Лузеров», ему сегодня и вручат переходящую «цепь власти». В ожидании строительства Фестивального центра его роль по-прежнему сыграет мультиплекс «Октябрь» на Новом Арбате; традиционная программа российских фильмов пойдет в Доме кино.
Кирилл Разлогов, программный директор ММКФ:
Как программный директор, наш собеседник не имеет права делиться мнением о конкурсных фильмах. Мы попросили его выбрать пять картин из параллельных программ, которые, он считает, нельзя пропустить.
— Всегда кажется, что старые классические картины лучше новых, и свои рекомендации начинать, наверное, надо бы с Медведкина и Дзиги Вертова в программе «Российское кино. Год и век». Но я предпочту смешанный вариант, отметив, что на этот раз нас ждет фестиваль эпического кино.
«Тень Шамиссо» из ретроспективы члена жюри Ульрике Оттингер. Она работает в самых разных жанрах и видах искусств и перекидывает важный для меня мостик между кино, видео-артом, изобразительным искусством и даже театром, поскольку она ставила и оперные спектакли. «Тень Шамиссо» — 12-часовая документальная эпопея об ее путешествии по следам легендарных исследователей Джеймса Кука и Адельберта фон Шамиссо. Картина будет показываться частями по 3 часа каждая в течение 4 дней подряд. Фестиваль — единственная возможность посмотреть эту уникальную работу, и я всячески ее рекомендую.
«Колыбельная печальной тайне» — еще одна эпическая картина, в моей программе «Секс, еда, культура, смерть» она представляет тему Культуры. Ее снял филиппинский режиссер Лав Диас, получивший на Берлинском фестивале приз Альфреда Бауэра. Черно-белая картина рассказывает о борьбе филиппинцев против испанских колонизаторов в 1896-1897 годах и сосредоточена на судьбе одного из отцов революции Андреса Бонифачио, чье тело пытается отыскать его вдова. Поиски идут в живописных горах, населенных духами, и среди реальных исторических персонажей в фильме действуют мифические. Его продолжительность — 8 часов, мы его будем показывать в один день: по 4 часа с перерывом на обед.
Из классики я бы выбрал «Французский канкан» 1954 года с Жаном Габеном. Картина Жана Ренуара идет в ретроспективе к 120-летию студии Gaumont, там в программе много знаменитых фильмов, но я выбираю этот как самый любимый. Будет очень приятно посмотреть его в отреставрированном варианте с восстановленным качеством звука и цвета.
Из киноведческих курьезов я бы рекомендовал аргентинскую картину «Шанхайская невеста» Мауро Андрицци, где все действие происходит в Китае. Очень своеобразная, сильная и по-своему интересная, она представляет то, что я бы назвал дебютным артхаусом.
«Трон» (в оригинале — Sado) — эпическая историческая драма, тему которой можно определить как «Тяжела ты, шапка Мономаха!». Имя Садо было дано главному герою, павшему жертвой политических интриг и сложностей взаимоотношений с отцом, через 30 лет после смерти. Картину снял южнокорейский режиссер Ли Чжун Ик, которому на фестивале посвящена ретроспектива. Вот мои пять фильмов из почти двухсот названий, которые будут представлены в эти дни.
Ну, а в качестве бонуса могу посоветовать франко-ливанскую «Атаку» Зиала Дуэри — она открывает программу «Кино бурлящего арабского Востока», которую я считаю самым важным открытием фестиваля. Как вы знаете, в Дании проходит скандальная выставка, где пытаются передать взгляд террориста, — почему человек принимает на себя эту миссию, какие идеалы этому способствуют или препятствуют. «Атака» — из того же ряда. По жанру это семейная история, главные герои — преуспевающий хирург-палестинец с женой; речь идет о взаимоотношениях между людьми, которые придерживаются разных политических убеждений.
Валерий Кичин, кинообозреватель «РГ»:
По обыкновению, ММКФ представляет хиты, поднявшие на замшелых фестивальных водах если не бурю, то рябь. Назову те, что нельзя пропустить.
«Тони Эрдманн» берлинского режиссера Марен Аде был фаворитом публики и прессы в Канне. Это история отношений дочери и отца — учителя музыки, художественной натуры на закате. Замечательный дуэт звезды немецкого кино Сандры Хюллер и австрийского театрального актера Петера Симонишека. Его герой с грустью наблюдает, как обрываются все человеческие и семейные связи, и когда дочь-бизнесвумен летит на переговоры в Бухарест, он нежданно является на эти деловые встречи в облике эксцентричного субъекта в жутком парике, с накладными зубами и под именем не существующего в природе Тони Эрдманна, и поставит весь бизнес на грань скандала. Каждый сюжетный ход, выплеск эмоций, парадоксы поведения героев, клоунада — все проистекает из типичной ныне ситуации, когда люди не видят выхода, но пытаются «сохранять лицо». (Смотрите в программе «Восемь с половиной фильмов»).
«11 минут» польского классика Ежи Сколимовского — интереснейший опыт освоения новой эстетики и возможностей «мобильного кино», хит Венеции-2015. Цепь событий образует не видимую глазом причинно-следственную связь и приводит к катастрофе. Каждое мы застаем на пике эмоций, они как рассыпанный пазл, который мы должны сложить. Динамика и накал параллельного монтажа имеют мало аналогов, математически точно рассчитанные траектории камеры — тоже. Так снимает окружающее камера мобильника, которую забыли выключить, но хаос — кажущийся, он каждый миг сообщает нам нечто важное. Сколимовский первым ввел нервную камеру в осмысленное поле, его интересуют не персонажи, а тайные законы назревания непоправимого. Интересует негативная аура, источаемая людьми: она способна накапливаться, созревать до критического состояния и взрываться. В этом смысле картина звучит как предупреждение до предела раскаленному миру. («Восемь с половиной фильмов»).
«В тихом омуте» — сюрреалистическая комедия Брюно Дюмона, напоминающая дивный старофранцузский стиль времен Жака Тати. Ма Лют — долговязый парень в матросской шапочке с помпоном — живет на атлантическом побережье и принадлежит к семейству рыбаков, которые лакомятся человечиной. Его девушка ходит в костюме мальчика и принадлежит семейству аристократов, которые постоянно падают. Важные люди — пара полицейских инспекторов: очень толстый и очень тонкий. И главная беда: в поселке стали пропадать люди. Дюмон увлеченно осваивает жанр абсурдистской комедии, по-прежнему соединяя в кадре профессиональных актеров с натурщиками. Получилось, по-моему, отвязно и смешно. (Программа «Эйфория»).
«Куда бы еще вторгнуться» — кинопровокация от Майкла Мура, очередной взрывной фильм к президентской кампании в США, на этот раз в редком жанре документальной комедии. В первой же сцене Мур выступает перед собранием пентагоновского генералитета с предложением: чем тратить бездну денег и жизней на войны, лучше послать армию из одного человека — Майкла Мура. И посмотреть, что хорошего может почерпнуть великая Америка в том мире, к которому средний американец относится со снисхождением. И автор отправляется в путь, полный открытий. Главное из них: любое социальное и политическое устройство должно служить человеку, а не наоборот. Захватывающая и поучительная картина, актуальная для любой страны, включая Россию. (Программа «Свободная мысль»).
«Море в огне» — еще один документальный фильм, по актуальности и способности волновать легко перекрывающий все игровое кино гуртом: никакая фантазия не сравнится с показанным впрямую фактом. Фильм Джанфранко Рози снят на итальянском островке Лампедуза — первой европейской суше, куда прибывают эмигранты из Сирии, Судана, Мали… И это совсем не тот образ «понаехавших», что навязывает телеящик. Человеческая трагедия, увиденная лицом к лицу, потрясает неправдоподобностью того, что происходит в реальности. Берлинский фестиваль присудил фильму Золотого медведя. (Программа «Эйфория»).
Ценителей творчества братьев Дарденн предупреждаю: «Незнакомка» скорее разочарует. История девушки-врача, которая чувствует себя виноватой в гибели незнакомой чернокожей женщины, кажется искусственной и потому неубедительной. В конкурсе привлекают внимание «Козни»: вслед за Абелем Феррарой итальянец Давид Гриеко предлагает свою версию смерти Пазолини — причудливо смешивает сексуальные и политические предпочтения режиссера, пришедшего к некоему краю бездны как в последнем фильме «Сало», так и в личной жизни.
Из классики не пропустите «Красный гаолян» Чжана Имоу, начавший взлет китайской «новой волны», «Королеву» Стивена Фрирза с фантастической Хелен Миррен, «Счастье» Александра Медведкина, которое можно считать предтечей российского музыкального кино, и ретроспективу Карлоса Сауры — корифея музыкального кино Испании.
Оставить комментарий