Он выполнил 150 фотопортретов разных людей из разных стран, которых встретил в Петербурге и Москве, самые яркие из них вошли в экспозицию фотовыставки «Лица современников», которая открывается в среду в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского в Петербурге. «Эта выставка — своего рода эксперимент. Я хотел увидеть, как отражается эпоха на лицах людей, поэтому использовал для проекта технику амбротипирования, с которой начиналась история фотографии», — рассказал корреспонденту ТАСС Андрей Шерстюк. На выставке желающие также смогут понаблюдать за процессом создания амбротипов — создания изображения на стеклянных пластинках с серебряным напылением. Выставка продлится до 19 августа.
В начале было селфи
Самый младший участник проекта едва перешагнул за школьный порог, самому «взрослому» 86 лет. Среди героев фотографа девушка — студентка из Сирии, учителя, доктора, ветераны, фотографы. Портреты выполнены крупным планом, в максимальной резкости плоскость лица, а детали одежды и прически уже в легком расфокусе.
«Все началось с селфи. Я сделал свой портрет на стеклянной с серебряным напылением пластинке и выставил его цифровую копию на своей страничке в социальной сети, пригласив всех желающих участвовать в проекте», — рассказал Шерстюк. К его удивлению, желающих оказалось так много, что работа растянулась на год с лишним. Работа над каждым портретом занимает у фотографа более двух-трех часов, потому что человеку требуется время, чтобы раскрепоститься и настроиться на нужную волну.
По следам Прокудина-Горского
Андрей Шерстюк отметил, что выставка не финал проекта, работа продолжится. Он пояснил, что не ставит себе планку репрезентативности, не стремится снять тысячу или две тысячи портретов в одном стиле, но хотел бы расширить географию работ, чтобы в проекте были представлены жители и других регионов России. В дальнейшем он также планирует объединить в одном проекте портреты современников и россиян XIX века, ключ к этому — старинная технология съемки.
«Сергей Михайлович Прокудин-Горский в свое время создал удивительный портрет России, проехав по всей стране в специальном поезде, который ему предоставил император Николай II и снимая людей, полевые работы, дома, улицы, фабрики, пейзажи. Хотелось бы повторить этот опыт, запечатлев некий срез сегодняшнего состояния общества, хотя и немного под другим углом, — вглядываясь в лица современников», — заметил Шерстюк. Сергей Прокудин-Горский (1863 — 1944) — русский фотограф, учился химии у Менделеева, изобретатель. Эксперименты по созданию визуального среза общества помимо Прокудина-Горского в разное время предпринимались с помощью киноязыка в фильме Виктора Семенюка «Мы и наша страна», когда съемочная группа Ленинградской студии документальных фильмов проехала по всем республикам СССР незадолго до распада Союза. Виктор Косаковский прибегал к подобному эксперименту даже дважды: в фильме «Среда» он изобразил людей, родившихся в один и тот же день в Ленинграде, а в фильме «Да здравствуют антиподы!» показал людей, живущих на противоположной стороне земного шара по отношению друг к другу. Одним из самых масштабных экспериментов стал проект «Рожденные в СССР» режиссера Сергея Мирошниченко. Он выбрал двадцать семилетних детей и снимает их раз в семь лет, следя за их судьбами и развитием их личностей с 1990 года.
Оставить комментарий