Какой камерой снимали «Человека-амфибию»? Почему современные фильмы озвучивают по старинке? Как создают катастрофы для блокбастеров? Это только часть того, что теперь можно узнать об истории советского и российского кино на выставке «Вам и не снилось…», открывшейся в 15-м павильоне ВДНХ.
Посетителей встречает толпа, но не людей, а ботинок, шлепок, кроссовок. Начищенные дорогие туфли и рядом подпись «продюсер», грубые туфли на высокой платформе — «актриса», пляжные сланцы — «редактор», меховые домашние тапочки — «монтажер». Это символическое представление съемочной группы. Сколько людей делают один фильм, об этом мы не задумываемся. Не задумываемся мы и о том, кто эти люди: большинство создателей остаются за кадром.
Все экспонаты на выставке распределили по залам, посвященным кинопрофессиям. В первом зале рассказывают о профессии продюсера. Одним из первых продюсеров в истории нашего кино был Александр Ханжонков. Он начинал свое дело с импорта в Россию зарубежной кинопродукции. Следующий зал посвящен сценаристам. Профессиональные киносценаристы появились в России только в 1920-х годах, когда кинематограф признали искусством. Дореволюционный кинематограф экранизировал популярные женские сентиментальные романы и классику — Пушкина и Толстого. В зале, посвященном сценаристам, самые ценные экспонаты — пишущие машинки: «Эврика», принадлежавшая Василию Шукшину, типологическая Underwood, за точно такой же работал сценарист фильмов Данелии, Шахназарова, Досталя Александр Бородянский. Рядом в витринах — оригинальные сценарии к фильмам «Сталкер», «Зеркало», «Республика ШКИД»… Один из самых интересных экспонатов — сценарий к «Брату». Это обычная тетрадь формата А4, на страницах которой фрагменты сценария чередуются с полароидными снимками актеров в их образах.
А в соседнем кинозале можно узнать все об особенностях киноязыка мэтров: Андрея Тарковского, Киры Муратовой, Сергея Эйзенштейна, Сергея Параджанова, Алексея Германа-старшего, достаточно сесть в режиссерское кресло, надеть наушники и наслаждаться нарезками из их фильмов.
Почему бутылка, разбивающаяся в кадре, не травмирует актера? Потому, что она сделана из сахара. На вид от обычной ничем не отличается. А еще в распоряжении киношников искусственные кровь и снег. И если сегодня спецэффекты создаются на компьютере, то раньше это делали огромные машины, с помощью которых одно изображение накладывалось на другое, после чего в кадре старик Хоттабыч взмывал на ковре-самолете над Москвой. Да и знали ли вы, что если правильно пошуршать полиэтиленом, то на экране «зазвучит» пламя, как в фильме «Жанна д Арк».
А в операторский зал лучше всего приходить с экскурсией: здесь историки кино подробно рассказывают, как работают все эти громоздкие устройства, в том числе скутер для перемещения под водой и французская камера E’clair, с помощью которой снимали «Человека-амфибию». Некоторые из показанных на выставке камер до сих пор в рабочем состоянии.
Оставить комментарий