Театр мюзикла готовит премьеру театрально-музыкально-циркового спектакля «Принцесса цирка» по мотивам советского фильма «Мистер Икс». Премьера намечена на 12 октября. Сейчас монтируются декорации и идут репетиции. Режиссером спектакля стал руководитель одной из самых известных в мире канадских театрально-цирковых компаний «7 пальцев» Себастьян Солдевилья. В интервью ТАСС он рассказал о смертельном трюке Мистера Икса, о новом любовном треугольнике в старом сюжете о любви циркового артиста и аристократки, о лидерах мировой цирковой индустрии и о том, чем российский цирк отличается от канадского.
— Себастьян, «Принцесса цирка» – это первый российско-канадский цирковой и театральный проект? Как появилась идея его создания?
— Действительно, это первый совместный проект. У компании «7 пальцев» с Театром мюзикла давняя дружба. Мы привозили на эту площадку два своих спектакля. А об этом проекте мы начали говорить два года назад. Михаил Швыдкой и Давид Смелянский рассказали мне про фильм «Мистер Икс», который был снят в России в 1958 году. Затем мы встретились с Михаилом (Швыдким) в Монако. Там я впервые посмотрел «Мистера Икса» и просто влюбился в этот фильм, особенно в прекрасную музыку Имре Кальмана. И вот я здесь, делаю этот спектакль. Марина Швыдкая помогает в режиссуре. Мы с ней год потратили на то, чтобы переработать сценарий. Алексей Иващенко переписал либретто (Иващенко в соавторстве с Георгием Васильевым создал мюзикл «Норд-ост» и продюсировал мюзикл «Обыкновенное чудо». – Прим ТАСС). Получилась оригинальная версия известной всем истории.
— В спектакле задействованы и российские, и канадские артисты?
— Нет, всех артистов мы набирали в России. Из 200 цирковых, прошедших кастинг, мы выбрали десятерых. Основной идеей был микс из актеров разных жанров. У нас довольно сложный актерский состав: в спектакле задействованы драматические актеры, вокалисты, танцоры, цирковые артисты, хор. Но критерий отбора был: чтобы каждый мог исполнить что-то во всех этих жанрах.
— Сюжет мюзикла будет сильно отличаться от сюжета «Мистера Икса»?
— Мы пытались сохранить ностальгический элемент, потому что мне стало понятно, что этот фильм – важная составляющая советского культурного наследия. Это как для Америки «Вестсайдская история». Поэтому все основные составляющие сюжета мы оставили. В спектакле зрители увидят современную сценографию и хореографию, а стилистика, костюмы – все приближено к тому времени. Теодора и Мистер Икс, конечно, главные персонажи в нашем спектакле, параллельная история – Мари и Тони. Но чтобы закрутить интригу побольше, мы ввели новый любовный треугольник. Появилась и новая героиня – Агнесса.
— В фильме Мистер Икс исполняет смертельный трюк, им он и прославился. В спектакле он тоже будет рисковать жизнью?
— Конечно. Хотя лишать жизни мы никого не собираемся. Но без смертельного трюка Мистера Икса «Принцесса цирка» не состоялась бы. Я не скажу, какой именно трюк будет делать Мистер Икс в нашем спектакле. Скажу только – если то, что мы запланировали, получится, люди в зрительном зале не поверят своим глазам и испугаются. По этой же причине я не могу сказать, кто будет исполнять роль Мистера Икса, иначе вы догадаетесь, что это будет за номер. Мистера Икса играет топовый артист. А вот на роль Мари не удалось найти цирковую артистку, владеющую еще и вокалом. Поэтому пришлось вокалистку учить цирковым трюкам. Все трюки будут выполняться без страховки, без всяких спецэффектов, все по-настоящему, как в цирке.
— Себастьян, вы много раз бывали в России, видели, конечно, цирковые представления. Нравится вам российский цирк?
— Первый раз я был в России в 1984 году, когда занимался акробатикой. Тогда же познакомился с огромным количеством цирковых артистов. И когда пришел работать в «Цирк дю Солей», там было очень много артистов из цирка Никулина. У меня, кстати, есть спецприз имени Никулина.
— Знаете, я много раз от западных цирковых артистов и продюсеров слышала, что российские артисты очень сильны в технике исполнения трюков, но так как многие из них приходят из спорта, им не хватает актерского мастерства, искусства перевоплощения. Вы с этим согласны?
— Российский цирк между 1950-ми и 1990-ми годами был лучшим в мире, наравне с китайским. Но сейчас Монреаль – мировая цирковая столица, потому что туда пришли отличные тренеры из разных стран. Школа в Монреале активно развивается и в артистическом, и в техническом плане. Канадская школа более, чем российская, открыта новым веяниям в цирковом искусстве. Российский цирк все-таки слишком привержен традициям, здесь не готовы пойти другим путем. Сейчас существуют разные формы современного цирка. Во Франции, Испании, Бельгии на цирк оказал большое влияние театр.
Цирк в Канаде, Южной Америке многое почерпнул из современного танца. Много интересного сейчас происходит в цирке скандинавских стран, в Киеве очень сильная цирковая школа. В техническом плане у российских артистов и режиссеров очень много хороших идей, но основы, традиции пересиливают. В Канаде ведь нет традиционного цирка. Для нее теперь «Цирк дю Солей» традиционный. А во Франции, откуда я родом, есть и традиционный цирк, и новые коллективы, которые делают абсолютно безумные вещи. Там на сегодня более 200 цирковых компаний.
— Тем не менее на международных фестивалях в основном побеждают российские и китайские артисты. Профессиональное жюри не принимает новый цирк?
— Все зависит от конкретного фестиваля. На фестиваль в Монте-Карло, например, тот, кто выходит за рамки традиционного цирка, просто не попадет. А вот на фестивале в Париже можно увидеть самое новое. Я в свое время получил золото на фестивале в Париже. Это была одна из первых золотых наград для Канады. И тогда конкурировать с китайцами было очень тяжело. Теперь уже не так. Сейчас, чтобы сделать какой-то потрясающий номер, не нужно учиться в китайской или русской школе, можно получать информацию в интернете – смотреть ролики на ютубе. Если в 1980-х ты хотел чего-то добиться на трапеции, нужно было приехать в Россию. А теперь тренер может получать информацию со всего мира благодаря интернету, необязательно лично куда-то приезжать. Знаете, если Россия хочет добиться новых высот в цирковом искусстве, в это искусство нужно вкладывать много средств.
— В Канаде цирковое искусство получает серьезную господдержку?
— В Канаде школы с очень большими денежными вливаниями, самыми большими в мире. Школы получают финансирование от правительства и от фондов, которые занимаются поддержкой циркового искусства. Но для артистов поучиться там по-прежнему очень затратно. Например, я, цирковой артист, хочу поехать поучиться в Монреаль. Я должен буду за один год обучения заплатить около $10 тыс. Это серьезные деньги плюс проживание, питание. Но именно в Канаду съезжаются все артисты, потому что там самые большие инвестиции и самые лучшие тренеры. Когда-то «Цирк дю Солей» привез тренеров из бывших стран СССР, тогда тренерский уровень очень поднялся. И оплата труда у тренеров и у артистов в Канаде выше, чем в России. А если у тебя есть золото с фестиваля, то жизнь твоя сильно улучшится.
— То есть у вас, если артист выигрывает золото на фестивале, это влияет на уровень его зарплаты?
— Это зависит от того, насколько сильный и оригинальный у него номер. Ведь на фестивали съезжаются продюсеры, они видят, кто на что способен. Со мной после золота в Париже многие хотели подписать контракт, но у меня тогда уже была своя компания и пришлось отказываться от самых денежных предложений. В «Лидо», например, предлагали контракт на полгода с оплатой €10 тыс. за неделю. И бронзовым медалистам делались такие же предложения, если у них были оригинальные и сильные номера.
— В Канаде по-прежнему самый лучший, самый популярный «Цирк дю Солей»? Когда мы открыли нашу компанию «7 пальцев», мы были в тройке лидеров вместе с цирком «Элуаз» и «Цирком дю Солей». Теперь в Канаде гораздо больше компаний, что очень хорошо. «Цирк дю Солей» – крупнейшая цирковая компания в мире с почти 30-летней историей. Но сейчас уровень их постановок постепенно снижается. Потому что раньше они хотели каждые два года делать новый спектакль. Когда я 20 лет назад там работал, там было пять спектаклей, теперь их 26, четыре шоу закрыто. Раньше была очень сильная креативная команда, которая работала как единое целое. А теперь это стало бизнесом. Нет уже такого духа, командного единства.
Оставить комментарий