73-я Венецианская Мостра — поистине фестиваль возвращений. Фильм открытия «Ла Ла Лэнд» — это возвращение к мюзиклу золотого века этого жанра. «Свет в океане» и «Франц» — возвращение мелодрамы образца 40-50-х. А теперь состоялось и возвращение когда-то всеми любимой итальянской комедии с катастрофическим темпераментом героев, семейной жизнью, подобной катаклизму, и пулеметными диалогами с неповторимой мелодикой речи. Это третий фильм режиссера Роана Джонсона «Пьюма», и он вызвал на фестивале самые бурные аплодисменты.
Пьюма — имя будущей малышки, которая скоро должна родиться у Кэйт. Она еще не явилась на свет, но уже стала источником вулканических страстей. Дело в том, что Кэйт всего восемнадцать, столько же будущему отцу, Ферро, и они вовсе не планировали так круто менять свою жизнь. Они собирались на каникулах оттянуться с друзьями в Марокко, танцевать на дискотеках, балдеть, заниматься сексом и слушать рок. А тут — пеленки, обязанности, финансовые проблемы и неизбежная потеря работы. Известием, что дочка беременна, наповал сражены родители, все близкие бурно сочувствуют молодым, и бедолаге Ферро достается больше всех — как можно до такой степени не владеть собой! И первый вопрос, на который теперь должны ответить молодые, — готовы ли они отказаться от прежних радостей жизни и начать в ней совсем новую эру.
Надо знать итальянские комедии времен Витторио Де Сика, чтобы представить себе, сколько невероятных поворотов умеют из всего этого извлечь драматурги, режиссеры и актеры Италии. Да-да, актеры, потому что с возвращением такого типа кино на фестиваль вернулась и прославленная итальянская актерская школа, о которой мир успел стосковаться. А главное, вернулась потребность в лицедеях ярких, бенефисных, которым не жалко отдать авансцену, уведя режиссерские штучки-дрючки в глубокую тень, — как требовали классики, «умереть в актерах».
Актерский ансамбль фильма упоителен: играют азартно, поджигают друг друга, смешны выражения лиц, реакции, мизансцены и градус накала, когда любой невинный спор тут же срывается во вселенский погром, в катастрофу на грани инфаркта. Смотреть картину нужно как минимум трижды: даже с двух раз не ухватишь всего, что одномоментно происходит в разных углах кадра, не успеешь уследить за каждым персонажем, мгновенно меняющим настроение, дислокацию и ритм существования. Хороши все актеры без исключения, но особо хочется порадоваться пришествию нового поколения будущих звезд. А частности, 17-летний Луиджи Феделе в роли Ферро — это молодые Марчелло Мастроянни и Витторио Гассман в одном лице, он легок, эмоционально подвижен, необычайно органичен, и у него явно хорошие перспективы в итальянском кино. Под стать партнеру и 18-летняя Блю Йошими Ди Мартино в роли Кэйт, тонко передавшая стремительное взросление будущей матери.
С этим фильмом на фестиваль вернулась, наконец, такая категория, как сценарий. Хорошо разработанный, остроумно написанный, он не тщится передать уличную мусорную речь, а остается в поле художественного творчества — в диалогах бездна оттенков, парадоксов и неожиданных поворотов, их слушать интересно и весело. Чувствуется, что Роан Джонсон по первой профессии драматург, он знает, как это важно, и как это делается.
Сегодня в кино период режиссерского центропупизма: человек уверен, что умеет абсолютно все — и, как правило, демонстрирует, что по-настоящему не умеет ничего. Даже лучшие фильмы последнего времени больны этим недугом: высокий профи в области режиссуры, автор трудится над собственноручно сработанным сценарием, не замечая, что он дилетантский. 73-й Венецианский фестиваль своим отбором фильмов в конкурс возвращает надежду на возвращение кино полноценного во всех своих компонентах. А стало быть, кино зрительского.
Оставить комментарий