Первое важное предупреждение – не стоит зрителям, покупающим билеты, путать мюзиклы «Все о Золушке» — он идет уже третий сезон в Театре Мюзикла, и «Золушка» — только что премьерой открылся первый сезон в Театре «Россия». Это – разные постановки и перед тем как идти в театр, лучше заранее определиться.
На премьеру нового мюзикла «Золушка» дети — особенно девочки — пришли такими красивыми, и так невесомо двигались по усыпанными блестками театра «Россия» лестнице и полу, что то и дело взрослые обращались к ним с вопросом: «Не вы ли сегодня исполняете главную роль?».
Но, если дети по ходу спектакля порывались напомнить Золушке, что часы вот-вот пробьют 12, что ей надо потерять туфельку, а потом указывали гвардейцам принца другое направление, чтобы те не нашли беглянку, то взрослым было о чем задуматься. Спектакль-то семейный. Конечно, были взрослые — например, генеральный продюсер спектакля Дмитрий Богачев, — которые накануне премьеры ломали голову над тем, как превратить на сцене тыкву в карету. И, надо сказать в российской оригинальной постановке это удалось. И Золушка, и Фея преображаются, даже не скрываясь за кулисы. Животные превращаются в людей и наоборот, практически тоже на глазах у всех. А в случае с тыквой задействованы все хитрости — свет, движущиеся проекции, иллюминация… Ловкость рук постановщиков и никакого мошенничества.
Но были на премьере и такие взрослые, которые вдруг подумали об особенном значении сказки «Золушка» именно для России. И вот тут — второе важное предупреждение. Потому что зритель не найдет в новой постановке привычный сюжет. Особенно остро это чувствуется, даже не когда Золушка «забывает» потерять туфельку, но как только принц из спектакля устраивает в своем королевстве честные выборы премьер-министра. Именно тогда в голову приходят мысли о том, что странно, что сказку «Золушка» придумали не в России. Отчего она идет у нас в бесчисленных вариациях — тема большинства фильмов и сериалов, основа для немалого количества спектаклей (и два мюзикла — это не предел)? Потому что кому, как ни нашим женщинам, тянущим на себе тяжелый воз проблем, мечтать о внезапных красивом платье, доброй фее и принце. В странах с высоким уровнем жизни эта сказка и так есть. Захотел тыкву — в любое время суток. «Карету» бюджетную вызвать — пожалуйста, нарядов и балов — пруд пруди. И все это — по карману. С принцами — сложнее, но лишь потому, что женщины там к мужчинам, как к принцам, не относятся в принципе. Равноправие.
Однако, мюзикл «Золушка» Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна был впервые сделан как телепостановка (1957 год), а, значит, откликался на актуальные «новостные» проблемы. На бродвейской сцене он появился далеко не сразу — всего несколько нет назад — в 2013 году. И почему-то эта «злободневная Золушка» — не совсем такая, какую мы все привыкли видеть, получилась, словно рассчитанная специально на нашу страну — это и увидели продюсеры, решившие поставить именно этот мюзикл у нас и именно сейчас. Но в новой российской версии — дополненный и углубленный. У нас еще со времен революции хорошо шли спектакли на классовую тему, да еще с темой народного восстания и борьбой за справедливость. Было время — их даже ставили специально — считалось, что за постановка без борьбы рабочего класса и буржуазии?
Но какая же сказка затрагивает тему сословий больше, чем «Золушка»? В версии, которую предстоит увидеть в Москве, дети изучают такие слова, как слова «лидер нации» (принадлежат Золушке), «коррупция», «противопоказания», «революция». Понимают, что такое ходить с лозунгами и разливать суп бедным. Более того, жалеют бедных, потому что у них отбирают земли. А как же иначе, ведь в самую романтическую минуту Золушка вместо того, чтобы сказать слова о любви принцу в ответ, рассказывает ему о том, что в его королевстве обижают бедняков. В этом мюзикле рассказывают, то королевское бракосочетание, как и похороны — верный способ отвлечь людей от проблем. И по этому поводу в первом отделении есть одна из самых сильных сцен. С одной стороны — призывы к свободе, с другой — приглашение принца на бал. Куда пойдет народ? На бал, конечно.
В целом, местами эта «Золушка» похожа на «Спартака», но это ее ничуть не портит — лишь добавляет юмора и социальной остроты. Кроме того, дает развернуться актерам. Тут мало новых имен для российских поклонников мюзиклов. Юлия Ива, играющая Золушку, уже хорошо знакома по «Русалочке», «Красавице и Чудовищу» и особенно по «Поющим под дождем». Зритель ждет каждого выхода звезды мюзиклов Елены Чарквиани, исполняющей роль «всеобщей» феи-крестной. И на самом деле хочется быть знакомым лично с такой волшебницей — так играет актриса. Роль главного «революционера» исполняет Роман Аптекарь, который, кстати, играл и в мюзикле «Все о Золушке», а еще был просто неповторим в российской версии «Поющих под дождем». Хорош в роли лорда Пинклтона Игорь Портной. Алексей Иващенко, написавший русский текст, сделал его предельно простым и понятным. Слова легко ложатся на музыку и быстро запоминаются. Так что и после продолжаешь напевать «И так поет, не зная но, что лучше б уж не пел», при этом с удовольствием отмечая, что к новому спектаклю это не относится. Или «На свете много странных людей, они полны безумных идей» с удовлетворением понимая, что это к мюзиклу относится и в самом хорошем смысле.
Однако главное открытие этого спектакля — актриса Алена Хмельницкая, она же Мачеха, она же — Мадам. Зритель знает ее в основном как актрису драматическую, не припоминая о том, что она пела Кончиту в рок-опере «Юнона и Авось». В роли мачехи-интриганки она настолько характерна и ярка, что первый букет цветов после премьеры положен конечно же ей. Хмельницкой «созвучна» Татьяна Кулакова, исполняющая роль сводной сестры «Золушки» — Шарлотты. Второй акт начинается номером, рассчитанным на ее героиню «Что с мужчинами не так?», и он «срывает» чуть ли не самые громкие овации за всю постановку.
А заодно и напоминает, что у «Золушки» может быть какое угодно прочтение, но не существует более женской сказки, потому что она, как на педали, нажимает на все самые важные и такие простые чувства, присущие «слабому полу». Красивые платья, изысканные украшения, стильная обувь, ревность, обиды и прощения, выяснения отношений, борьба за мужчину… Как хранить секреты? Как выходить замуж — по любви или за деньги? И совершенно невозможное разочарование в принцах, что бы они — эти принцы — не вытворяли… Именно поэтому самый проникновенный номер новой постановки «Золушки» вовсе не народный бунт и даже не финал, где все и всё в белом, а тот, где Мадам с тремя своими дочерьми вслух мечтают о настоящей любви.
Оставить комментарий