Московский Институт русского реалистического искусства открыл в римском Palazzo delle Esposizioni выставку «Russia on the Road. 1920-1990». Тема: советский транспорт, от трамваев до космических кораблей, изображенный в советские же годы. Из Рима — ЮРИЙ ЯРОЦКИЙ. Советское искусство, которое, не считая последних двадцати пяти лет, миру было почти не видно из-за железного занавеса, благодаря усилиям Института русского реалистического искусства продолжает успешно реабилитироваться на Западе. Принадлежащую ИРРИ огромную коллекцию соцреализма показывать целиком, кажется, не хватит залов ни в одном музее, тем не менее спрос на нее есть, а отдельно взятого, к примеру, Дейнеку мир и так уже знает, так что приходится придумывать концептуальные ходы. Предыдущая выставка ИРРИ называлась «Soviet Art. Soviet Sport» и два года назад вполне успешно заняла место в залах лондонского Sotheby`s. Теперь понадобились новые место и идея, некоторым образом сложились обстоятельства — в итоге получились Рим и транспорт.
Если спорт имеет язык вполне универсальный, в переводах не нуждающийся, то с транспортом все выглядит сложнее: ну например, для иностранца фотография вазовской «копейки» — просто ни о чем не говорящая старенькая копия Fiat, для нас — целый букет самых разнообразных ассоциаций.
Римская выставка едет на зрителя всей мощью имеющихся двигателей. Рассказывает она в первую очередь не о живописи, а о том, какие механизмы советская власть изобретала и применяла, чтобы обустроить одну шестую часть суши. Первый локомотив, первый дирижабль, первый спутник, первый гоночный автомобиль — это цикл работ Елены Китаевой, созданный на излете стиля, в 1990-м. Здесь все понятно, это советская плакатная экзотика высочайшего качества. Такая же, как и «Милиционер» Константина Вялова,— огромная фигура стража закона, нависающая над крошечным автомобилем; нарисовано это в 1923 году, когда можно было еще не думать о том, всем ли государственным установкам соответствует творчество.
Над голым снегом летит только-только вступивший в эксплуатацию пионерский по уровню сервиса для пассажиров самолет Ту-104. Такую же снежную даль разрезают локомотивы, мальчик держит в руках собственноручно сделанную модель самолета, улыбается портретисту одна из первых советских летчиц Катя Мельникова. Все это — вполне универсальное визуальное послание, не нуждающееся в комментариях, примерно такое же, как атлеты со спортивной выставки. Но дальше становится сложнее.
Создатели «Russia on the Road» тему транспорта расширили максимально. Здесь и пассажиры в плацкарте, и толпа на выходе из метро, и пергидрольные пассажирки электричек, и запечатленный перед скорой гибелью экипаж стратостата «Осоавиахим-1». На зрителей смотрят люди, не знавшие ничего, кроме своей собственной страны. Даже в зале, посвященном советской космической программе — а это сейчас вполне себе модно ,— есть нюансы, которые трудно понять человеку, не заставшему 1980-е в СССР.
Впрочем, все это действительно очень красиво, но слишком знакомо и потому явно понятнее неизмеримо лучше, чем любому гражданину Рима. В этом русскому человеку убедиться очень просто. Этажом выше в Palazzo delle Esposizioni одновременно с нашей открылась примерно таких же размеров выставка о итальянском дизайне 1900-1940 годов. И тут неитальянец неизбежно растеряется — авангардный дизайн итальянской мебели, десятки имен, которые, за исключением, возможно, Эволы, д`Аннунцио и Маринетти, не говорят обывателю вообще ничего, а кинохроника начала 1930-х с толпами на Сан-Марко, приветствующими Муссолини в идеальном костюме с бабочкой и заходящимися в то же время в экстазе при появлении Виктора Эммануила III, вообще побуждают перечитать учебники истории.
Справедливости ради хотелось бы посмотреть на выставку «Russia on the Road» совсем чужими глазами и оценить, насколько, к примеру, марш рабочих со смены на картине Таира Салахова самодостаточен и не обременен впитанной культурой и знанием истории. Корреспондент «Ъ» такого себе при всем желании позволить не смог, но тем не менее есть ощущение, что соцреализм с учетом выбранных средств передвижения вполне сможет добраться до сердец жителей Вечного города и его гостей. А в январе выставка откроется в Москве, и тогда будет повод поговорить, как советский транспорт во всех его проявлениях выглядит в 2016 году у себя на родине.
Оставить комментарий