Ушла из жизни Полина Ефимовна Вайдман — видный ученый, музыковед, хранитель рукописного фонда Чайковского в Доме-музее композитора в Клину, автор научных статей, сборников, книг о Чайковском, руководитель беспрецедентного в России издательского проекта — Полного Академического собрания сочинений Петра Ильича Чайковского в авторских редакциях.
Принято говорить, что незаменимых людей нет. Они есть. Это Полина Ефимовна Вайдман, которая многие годы олицетворяла в музыкальном мире само имя Чайковского, глубину знания о нем — его личности, его музыке, его творческом сознании. Его имя стало ее судьбой с того момента, когда в 1973 году она пришла в Дом-музей Чайковского в Клину молодым научным сотрудником и получила из рук Ксении Юрьевны Давыдовой, внучатой племянницы композитора, фонд его рукописей на хранение. С того момента началась новая жизнь тысяч нотных листов, исчерканных исступленным почерком Чайковского, закапанных его слезами, запечатлевших все пропасти его мятущейся души. Полина Ефимовна работала с каждым листком, изучала, исследовала, постепенно выстраивая огромный мир неизвестного, подлинного Чайковского. Она не просто знала каждую деталь творческой жизни композитора, но жизнь каждой его ноты — как она была написана, как менялась в редакциях, как интерпретировалась исполнителями, искажавшими порой его тексты до неузнаваемости. Ее задачей стало вернуть миру того настоящего, живого Чайковского, которого практически никто не знал. На это ушли десятки лет огромной подвижнической работы, итогом которой стал выход в свет первых томов фундаментального академического Полного собрания сочинений (Первый концерт для фортепиано с оркестром в двух авторских редакциях).
В свой последний год жизни Полина Ефимовна готовила к изданию Скрипичный концерт Чайковского и последние тома переписки композитора с Н.Ф. фон Мекк. Она успела открыть миру правду о Чайковском, успела стать первым в истории российской музыкальной критики обладателем специального приза за свой выдающийся труд, успела прочитать лауреатскую публичную лекцию «Неизвестный Чайковский», услышать, как звучит его подлинная музыка. И она оставила после себя огромный незавершенный труд — издание Полного собрания сочинений. Это труд для будущего Чайковского, всей русской музыкальной культуры и для Полины Ефимовны Вайдман — великого ученого и настоящего друга Чайковского. Вечная ей память.
Оставить комментарий