В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка классиков советской фотографии «Битва за Москву», приуроченная к 75-летию одного из самых масштабных и кровопролитных сражений в Великой Отечественной войне.
В экспозиции представлены работы Ивана Шагина, Аркадия Шайхета, Дмитрия Бальтерманца, Александра Устинова, Эммануила Евзерихина и Михаила Грачева.
Фотографии в залах вывешены в хронологическом порядке, начиная с первых дней войны. Вот москвичи на Никольской улице у репродуктора слушают сообщение Молотова об объявлении войны. Девушки, женщины, пенсионеры собираются в народные дружины… При всей тревожности обстановки лица спокойны — война тогда воспринималась чем-то временным.
— У меня есть дневник девочки 12 лет периода начала войны, — рассказывает куратор выставки Сергей Бурасовский. — В ее описаниях не чувствуется тревоги, горя еще никто не видел. Девочка пишет, как с мамой ездила в ателье получать новое пальто, как ходили в театр, как провожали подруг в эвакуацию. Никто не думал, что война будет идти несколько лет. Вряд ли посетители будут искать на черно-белых фотографиях своих родственников, но дома, знакомые улицы Москвы, — наверняка. Вот кадр, на котором сбитый фашистский самолет лежит как трофей на Площади революции. Снимок датирован июлем 1941-го.
Фашисты стремились в самое сердце страны, главной целью Гитлера было взятие Москвы. Защитники столицы удачно маскировали главные объекты культурного наследия — Большой театр, например, был задрапирован полотнищами ткани, но такую фотографию музею найти не удалось. Зато есть фото зенитчиков в районе площади Киевского вокзала. Снимок оборонительных сооружений напротив Зала Чайковского у метро Маяковская. Женщины под Можайском, строящие первое кольцо обороны. Второе было на Садовом кольце, где стояли противотанковые ежи.
Снимать войну любителям было запрещено. Только профессионалы, штатные сотрудники центральных СМИ имели такое право. Самый известный снимок на выставке — «Атака» корреспондента «Известий» Дмитрия Бальтерманца. Если в мире знают Великую Отечественную, то в том числе по этой фотографии.
По нелепому стечению обстоятельств в 1942-м Бальтерманц был уволен из «Известий». Редакция опубликовала его снимок горящего танка — мол, вот так советские войска бьют врага. Но на фото оказался наш танк британского производства…
— Семья Бальтерманца жила на Тверской, — вспоминает куратор выставки. — И когда его приехали забирать, жена с дочерью смотрели в окно, направо его повезут в «воронке» или налево — в политуправление или на Лубянку. Повезли направо, и родные вздохнули с облегчением. Фотографа отправили в штрафбат, где он кровью искупил свое «преступление».
Бальтерманц был ранен, и после госпиталя в прессу уже не вернулся. Был фотографом в политуправлении — тоже снимал войну.
Кроме авторских снимков, в экспозиции представлена военная кинохроника, которой поделился Красногорский архив кинофотодокументов — черно-белые кадры, как нынче модно, раскрасили. Кстати, кинооператоры больше своих коллег с фотокамерой рисковали жизнью. Ведь их чаще пускали на передовую. А фотографы, порой не имея такой возможности, выходили из положения, снимая постановочные кадры военных действий. Но те, кому удавалось проникнуть на линию фронта, оказывались в гуще событий…
Оставить комментарий