На Большой Никитской всерьез занялись кино-музыкальным образованием публики. Вслед за фильмами прошлого главный академический зал страны посетил современный оскаровский лауреат — «Артист» Мишеля Хазанавичуса.
Большой зал Московской консерватории — не первый классический зал мирового значения, принявший «Артиста». Забавную и грустную историю о том, как звуковое кино поглотило немое, уже показали в таких престижных залах, как Royal Albert Hall (Лондон), Sydney Opera House (Сидней), Philarmonie De Paris (Париж), Opéra National de Bordeaux (Бордо), Brussels Philharmonic (Брюссель). Всюду — с первоклассными оркестрами и при большом стечении народа.
Московское мероприятие не стало исключением. На сцену вышел Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, которым на этот раз дирижировал голландский маэстро Эрнст Ван Тиль. А рояль и челесту (в фильме, согласно таперским традициям, много клавишных соло) взял на себя композитор картины Людовик Бурсе. Оба вечера в БЗК был аншлаг, чему автор-оскароносец очень порадовался.
— Знаменитый зал, прекрасный оркестр… Чего еще желать? — сиял маэстро. — Зрители, правда, реагируют на фильм не столь спонтанно, как в обычных кинотеатрах, но это академическое пространство, и публика здесь соответствующая.
Природный оптимизм музыканта позволил ему не заметить то, что было очевидно критическому взгляду. Экран, развернутый на фоне знаменитого органа, был слишком мал для полноценного киноудовольствия, да и оркестр порой жертвовал деталями ради звукового массива. Однако в том, что консерваторский зал очень хорош для подобных мероприятий, сомнений не было.
— В 1920–1930-е годы Большой зал консерватории был популярным кинотеатром, — обосновал это впечатление проректор по концертной деятельности МГК Виталий Катков. — И можно сказать, что кинопоказы — это продолжение наших культурных традиций в современном формате.
Свою задачу, по словам собеседника «Известий», консерватория видит в демонстрации разножанровой палитры музыки и кино. К Году кино, в частности, были приурочены легендарный «Александр Невский» Эйзенштейна с музыкой Сергея Прокофьева, премьера фильма «Запрет» Алексея Козлова с музыкой Юрия Потеенко, а также «Дом на Трубной» Бориса Барнета, саундтрек к которому сочинил Алексей Айги.
Опыт Айги, уже создававшего музыку к таким немым шедеврам, как «Метрополис» Фрица Ланга, «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине и «Счастье» Александра Медведкина, пожалуй, наиболее перспективен, поскольку открывает слушателям возможность воспринять классику в обновленном виде, а музыкантам — практически неисчерпаемое поле деятельности. Классики немого кино, в том числе отечественной, хватит не на одного энтузиаста: главное — придерживаться правильного подхода.
— Здесь как бы больше свободы, но только «как бы», — рассуждал в беседе с «Известиями» Алексей Айги. — Я стараюсь быть аккуратным с немыми фильмами, все-таки это настоящие шедевры, а мне не очень хочется портить классическую картину. Остальное — детали. Где-то надо строго следовать стилистике того времени, где-то можно позволить себе более современный саунд. Главное, что новая музыка может дать новую жизнь старой картине, стряхнуть с нее пыль. По словам Виталия Каткова, консерватория намерена продолжить «кинороман» с шедеврами музыкального и кинематографического искусства — публике уже полюбились такие программы.
Оставить комментарий