Первый в истории концерт Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан в знаменитом Золотом зале Общества друзей музыки в Вене (Musikverein) завершился во вторник вечером тем, что публика устроила оркестру овацию стоя, а дирижер Александр Сладковский стоял на этой, пожалуй, самой почетной филармонической сцене мира со слезами на глазах.
Избалованная лучшими музыкантами мира венская публика, большинство которой вряд ли покажет на карте, где находится Казань, искренне благодарила музыкантов за блестящее исполнение. А взволнованный дирижер произнес со сцены слова благодарности в адрес публики — ведь этот концерт по существу стал итогом более чем шестилетнего периода, в течение которого, под его руководством, казанский коллектив превратился в первый российский оркестр не из Москвы или Петербурга, который бы так приветствовали в этом зале.
«Для меня это святая сцена. Это Мекка для музыкантов всего мира. И сама атмосфера, и акустика… Такое впечатление, что это не с нами происходит», — сказал Сладковский в интервью «Российской газете» после репетиции днем во вторник. А на вопрос, как он привел казанский оркестр в Музикферайн, сначала отшутился известным нью-йоркским анекдотом, когда потерявшийся мальчик на улице спрашивает, как попасть в Карнеги-Холл, а ему отвечают: «Надо заниматься, заниматься».
И лишь потом упомянул о тех препятствиях — как организационных, так и психологических — которые пришлось преодолеть на пути от находившегося в упадке регионального оркестра, игравшего 20 концертов в сезон, до сегодняшнего уровня — с более чем сотней концертов в сезон и восемью фестивалями в одной только Казани, не считая выступлений в Москве, Петербурге, Перми, Иркутске, Сочи и других городах России. С благодарностью говорит Сладковский и о президенте Татарстана Рустаме Минниханове, который пригласил его работать в Казань и поддерживал в амбициозном проекте реформирования коллектива.
То самое «заниматься, заниматься», то есть колоссальная репетиционная работа — это то, что сегодня можно безошибочно услышать в игре татарстанского оркестра и то, что его выгодно отличает от многих куда более именитых симфонических коллективов, как российских, так и иностранных. Именно благодаря прекрасной «домашней работе» так сверкали во вторник своими гранями и нюансами «Картинки с выставки» Мусоргского в оркестровке Равеля, которые коллектив исполнял во втором отделении концерта.
А в первом отделении звучала увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила» и Второй концерт Чайковского. За роялем — Денис Мацуев.
О прославленном пианисте, с которым Сладковский дружит с 1999 года и регулярно выступает с 2003, дирижер говорит с любовью и профессиональным почтением. «Мацуев — удивительный человек. Он дружит со всеми и помогает огромному количеству людей. Его поддержка была бесценна. С первого дня он видел восход оркестра и удивлялся, как ребенок. Дружба, конечно, помогла. Но решающую роль сыграли его профессиональный опыт и чутье. Он увидел, что это машина, которая постепенно, путем ручной сборки, превращается в шикарный лимузин», — говорит Сладковский.
По словам дирижера, они очень много играют вместе в разных городах России — а теперь и Европы — и понимают друг друга «на уровне взгляда». Это было заметно в том, насколько интимным и неожиданно для Мацуева лиричным звучал их ансамбль во Втором концерте Чайковского. А во второй части этого концерта, написанной Чайковским фактически как трио фортепиано, скрипки и виолончели, отменными музыкантами ансамбля показали себя концертмейстер первых скрипок Максим Монасыпов и концертмейстер группы виолончелей Михаил Гринчук.
Вот и на этих первых европейских гастролях оркестра, начавшихся 2 декабря в словацкой столице Братиславе, продолжившихся в австрийских Куфштайне и Линце и направляющихся, после кульминации в Вене, в Базель (Швейцария) и Карлсруэ (Германия), Мацуев выступает в качестве «локомотива», который своей известностью тянет за собой оркестр. Однако на венском концерте было ясно, что даже если некоторые слушатели и пришли в Музикферайн «на Мацуева», уходили они с пониманием того, что в их культурной орбите появился новый оркестр из России — Татарстанский. «Ну ведь в России это, наверное, известный оркестр?», — спросил меня пожилой сосед, явно из завсегдатаев Музикферайна. «В последние годы — да!», — не без гордости отвечал я.
Важно и то, что если на своих первых европейских гастролях коллектив показывает пока что главным образом «визитные карточки» русской музыкальной классики, в Казани и других городах России коллектив рос — и растил свою публику — именно за счет расширения своего репертуара, включения в него многих, в том числе ранее не исполнявшихся у нас произведений европейских и современных композиторов. Некоторые симфонии Малера, Брукнера и Шостаковича прозвучали в Казани впервые. В ноябре на фестивале современной музыки имени Софии Губайдуллиной лишь в третий раз в России (и впервые в Татарстане) прозвучала грандиозная драматическая оратория Артюра Оннегера «Жанна д’Арк на костре». А запись на студиях SONI и RCA музыки современных татарстанских композиторов и редко исполняемых произведений Чайковского и Рахманинова стали важным шагом на пути к мечте — европейским гастролям.
Что же нужно для того, чтобы мечта стала реальностью? «Нужен очень высокий скоростной уровень, при котором ты еще все время заботишься о качестве, у тебя появляются записи и ты становишься узнаваем не с точки зрения дешевой славы или пиара, а становишься узнаваем, потому что музыканты, которые приезжают и работают с оркестром, в шоке: как такое может быть? А молва — это лучшая реклама. Наша репутация бежала впереди нас», — говорит Сладковский. После того, как артисты выступили в Золотом зале Музикферайна, репутация Государственного симфонического оркестра Татарстана наверняка выйдет на новый уровень.
Оставить комментарий