В залы Эрмитажа вернутся 60 полицейских. 60 ставок для них уже возвращены в штат великого музея. Драма прошлого года — МВД прислало Эрмитажу уведомление о снятии с музея с 1 ноября государственной охраны из-за сокращения штатной численности МВД на 10 процентов — разрешилась. Такие же изменения ждали и другие — большие и малые — российские музеи.
Но государственная охрана, несмотря на категорические предупреждения, не была снята в Эрмитаже в прошлом году, только сокращена. Сегодня сокращенные ставки восстанавливаются. Кто и как охраняет сегодня великое искусство в федеральных и региональных музеях? Насколько надежны рамки металлодетекторов и профессиональной охраны, обсуждают эксперты «РГ».
— Такое учреждение, как Эрмитаж, — совершенно особое, символическое для страны — должно охраняться государственной охраной, — уверен Михаил Пиотровский.
Государственная охрана, по его словам, предпочтительнее и «практически» (полиция имеет оружие и право на задержание), и «символически»: государство, не охраняющее важнейшее государственное культурное учреждение, явно не уделяет должного внимания своим музеям-символам, музеям-сокровищницам.
Музейщиков услышали, и часть государственной полицейской охраны в Эрмитаже и некоторых других федеральных музеях была оставлена
— Мы возражали с самого начала, когда в музеях предполагалось полностью сократить полицейскую охрану, — уточняет Михаил Пиотровский. — Но возражая, мы сразу предложили некую схему реформы полицейской охраны музеев, позволяющей и сократить и сделать более мобильной существующую систему охраны.
Музейщиков услышали, и часть государственной полицейской охраны в Эрмитаже и некоторых других федеральных музеях была оставлена.
Поблажку получили 64 объекта федерального значения, в том числе 46 музеев в 24 субъектах РФ — там, в основном, остался ограниченный контингент, стоящий по периметру. Внутри же обеспечение порядка решили перепоручить частным предприятиям, которые должны были выбираться на конкурсной основе, либо ФГУП «Охрана», куда отправились служить бывшие полицейские, уволенные МВД.
Последовали бурные дискуссии в музейном сообществе, СМИ и соцсетях. Музейщики в большинстве своем в штыки принимали идею нанимать частников. Мало того что услуги ЧОП обходятся музею заметно дороже, чем работа полицейских, так еще и работают в них далеко не всегда проверенные люди. Еще одна проблема — у частных охранников часто нет полномочий проводить личный досмотр, задерживать и обезвреживать нарушителей.
— После создания Национальной гвардии, в которую теперь входит и вневедомственная охрана, мы обратились еще раз, теперь уже к руководству Национальной гвардии, с просьбой принять на себя ответственность за охрану Эрмитажа, — рассказывает историю событий Михаил Пиотровский. — И после переговоров и встреч получили от него положительный ответ: в Эрмитаже будет восстановлено необходимое количество государственной охраны.
Это не означает, уточняет Пиотровский, что будет восстановлено изначальное количество полицейских, пока достаточно 60 единиц. «Не надо восстанавливать все, как было, — уточняет Михаил Пиотровский. — Нужно восстановить необходимое число, резко повышая мобильность и оперативность охраны».
Никогда не остававшийся без полиции Эрмитаж на преимущественно частную охрану не переходил. С частной охраной Эрмитаж только экспериментировал. Эксперименты были небольшими и проводились в филиалах музея. Результаты они дали, по словам Пиотровского, «не очень положительные, хотя и не очень отрицательные». Но, в общем, все сошлись во мнении, что частные охранные услуги значительно хуже по качеству, чем государственные.
— Я надеюсь, все понимают, что охрана нам нужна не для перестрелки, — говорит Михаил Пиотровский. — Она выражает государственную заботу о культуре. Это не вопрос для дискуссии «Как сподручнее охранять музей?», тут куда более серьезный вопрос: обеспечивает ли государство условия для сохранения культуры или нет?
Каждый музей, по мнению Михаила Пиотровского, может решать вопросы охраны по-разному. «Но Эрмитаж — это символ, как Кремль. А символический музей должно охранять государство. В Зимнем дворце должна стоять государственная охрана, потому что это — Зимний дворец».
Полицейские посты с ноября 2015 года, хоть и в урезанном виде, оставались в Русском музее, Российском этнографическом музее, Всероссийском музее Пушкина, ГМЗ «Петергоф» и «Царское Село», в Российской национальной библиотеке и Российском государственном историческом архиве.
— Сегодня говорить об отсутствии полицейской охраны музеев некорректно, — комментирует ситуацию пресс-секретарь министра культуры РФ Ирина Казначеева. — Она сохранилась во всех музеях, в которых существовала ранее, однако подверглась пропорциональному сокращению.
Серьезных проблем, по словам Ирины Казначеевой, это не вызвало: музеи продолжают работать в штатном режиме.
— Минкультуры России сделает все возможное, чтобы количество полицейских в охране увеличивалось и полностью соответствовало потребностям учреждений культуры, — говорит она. — В настоящее время ведется активная работа в этом направлении, и проводятся активные консультации с музеями.
Роман Жукарин, генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея:
— У нас полиция продолжает отвечать за пультовую охрану, а сотрудники внутри музея — из частного охранного предприятия, причем уже не первый год. Изменения форм охраны коснулись качества и количества, а точнее, цены, численности и психологического фактора. Стоимость охраны снизилась примерно на 30-40 процентов. Охранников, наоборот, прибавилось: раньше был один человек, сейчас двое. Но одно дело, когда охраняет профессионал с автоматом в руках, с военной выправкой, и совсем другое — сотрудник частного предприятия. Сложно пока сказать, что лучше, а что хуже, но охрана визуально изменилась.
Андрей Пекшев, начальник службы безопасности Саратовского художественного музея имени Радищева:
— Художественный музей имени Радищева сейчас охраняют как сотрудники Росгвардии, так и частных охранных предприятий. Руководство сначала местного управления вневедомственной охраны, а потом Росгвардии пошло нам навстречу, в двух основных корпусах музея, где хранятся коллекции, сохранили посты правоохранителей, теперь сотрудникам Росгвардии также помогают работники ЧОП. В пяти филиалах, в том числе в домах-музеях художников Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина дежурят только сотрудники частного охранного предприятия. В то же время в частном охранном предприятии сейчас работают бывшие сотрудники вневедомственной охраны, которые перешли туда после сокращения. К работникам охранных предприятий, работающим в музее, повышенные требования — квалификация не меньше 6-го разряда и право ношения огнестрельного оружия. Что касается финансовой стороны вопроса, то здесь музей даже выиграл, поскольку услуги Росгвардии оцениваются выше, чем частного охранного предприятия.
Оставить комментарий