«Эра Григоровича»
По словам собеседницы агентства, выставка поражает насыщенностью, она включила материалы из фондов Бахрушинской коллекции, Большого и Мариинского театров, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и личного собрания Юрия Григоровича. «А экспонаты все продолжают поступать. Буквально перед открытием выставки мы получили буклет балета «Спартак», который только что Юрий Николаевич поставил в Мюнхене, в Баварской Государственной опере. Успех был грандиозный, на премьерном спектакле Григорович шесть раз выходил на поклоны, а зрители в течение 15 минут аплодировали стоя», — рассказала Гамула.
«Наша задача — показать маэстро в мировом контексте, — пояснила она. — Жизнь такого колосса трудно представить даже в экспозиционном пространстве Колизея, нам же нужно было разместить «Эру Григоровича» в двух залах».
Творческая биография Григоровича началась 70 лет назад, когда уроженец города на Неве, выпускник Ленинградского хореографического училища Юра Григорович был принят в труппу Мариинского (тогда Кировского) театра артистом балета. Там он протанцевал 18 лет. А параллельно работал как хореограф. Уже в 20 лет он блистательно дебютировал на этом поприще, показав на сцене дворца культуры имени Горького в Ленинграде трехактный детский спектакль «Аистенок».
С тех пор Григоровичем создано 16 оригинальных балетов. В их числе такие общепризнанные шедевры, как «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак», «Иван Грозный», «Золотой век» и другие. Более 30 лет Григорович руководил балетной труппой Большого театра. Ставил спектакли на сценах ведущих театров России, Европы, Азии и продолжает делать это по сей день. «Такова и есть «Эра Григоровича», которую мы пытались отразить на одноименной выставке», — сказала Ирина Гамула, добавив, что нельзя было не вспомнить и о людях, творивших вместе с маэстро. Без них экспозиция была бы неполной.
Соавторы маэстро
Отдельный раздел выставки посвящен многолетнему соавтору балетов Григоровича, замечательному театральному художнику Симону Вирсаладзе (1908 — 1989). По воспоминаниям его племянницы Мананы Хидашели, «Григорович прилетал в Тбилиси на несколько дней из Москвы, они садились с Солико возле магнитофона, в котором бесконечно проигрывалась кассета с музыкой к балету, и фантазировали». Вирсаладзе называли «художником, одевающим танец». В экспозиции представлены его живописные эскизы декораций и костюмов к балетам Григоровича.
Еще один раздел выставки посвящен Наталии Бессмертновой, жене и музе Юрия Григоровича, к сожалению, ушедшей из жизни в 2008 году. Григорович любил повторять, что ставит спектакли не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой. Сам Григорович отметит 90-летний юбилей 2 января 2017 года. В этот день в Большом театре покажут балет «Щелкунчик» в его постановке. Этим спектаклем откроется фестиваль балетов Григоровича, который продлится почти два месяца — до 26 февраля.
Оставить комментарий