Во время встречи с Захаром Прилепиным на Форуме молодых писателей казахстанские коллеги попросили его помочь отстоять Дом-музей Павла Васильева в Павлодаре.
Уже несколько месяцев жители города, расположенного на северо-востоке Казахстана, борются против решения властей реорганизовать в целях экономии Дом-музей выдающегося русского поэта Павла Васильева, современника Есенина, Пастернака и Ахматовой, автора знаменитых строк:
Я тебя, моя забава,
полюбил, — не прекословь,
У меня — дурная слава,
у тебя — дурная кровь…
Поэт Павел Васильев — родоначальник «героического периода» в русской литературе — родился в 1910 году в Семипалатинской области. В конце 20-х годов переехал в Москву. Клюев называл его «своей нечаянной радостью», а Мандельштам говорил: «В России пишут четверо: я, Ахматова, Пастернак и Васильев». Очевидцы описывают случай, когда на вечере поэзии в Доме литераторов Пастернак должен был выступать после Васильева. Павел читал «Стихи в честь Натальи» и был встречен такими овациями, что Борис Леонидович, выйдя на сцену, вдруг объявил: «Ну, после Павла Васильева мне здесь делать нечего!», повернулся и ушел. Жизнь Васильева закончилась трагически: в 1937 году он был арестован и расстрелян за то, что (по свидетельству Варлама Шаламова) «в пьяном виде сорвал портрет Сталина».
Согласно планам администрации, с нового года маленький деревянный домик в Павлодаре, где жил и работал Васильев, станет частью Музея литературы и искусства имени Бухар Жырау.
— Бухар Жырау — это акын XVII века. Никто не спорит о его поэтических достоинствах. Но нужно понимать, что Дом-музей Васильева — это бренд нашего города, известный на весь литературный мир. И сегодня, когда о евразийстве заявляют с самых высоких трибун, да к тому же еще и в год 20-летия нашего музея, говорить о его реорганизации по меньшей мере странно, — рассказала «Известиям» директор дома-музея Закия Мерц.
О том, что реорганизация не объясняется трудной экономической обстановкой, неоднократно высказывалась культурная общественность обеих стран, засыпавшая власти Павлодарской области письмами с просьбами остановить реформу.
В тексте обращения жителей Павлодара на имя главы Павлодарской области Каната Бозунбаева говорится, что «в начале 1990-х годов, когда создавался Дом-музей Васильева, экономика страны была вообще в развале, тем не менее были найдены средства для создания самостоятельного мемориального музея единственного в Казахстане репрессированного русского поэта».
— Пусть Павел Васильев не казах, но ведь он не просто русский поэт. Он воспел Казахстан в своих стихах, и разве он не достоин дома-музея на своей родине? — недоумевает дочь поэта, 82-летняя Наталья Фурман-Васильева.
Тем не менее власти не отступают от задуманного, и 22 октября в Музее Бухар Жырау еще раз подтвердили павлодарским журналистам твердое решение объединить музеи.
Захар Прилепин, удивленный известием, признался, что Павел Васильев входит в число его любимых поэтов, и обещал «приложить силы для того, чтобы защитить музей».
— Когда-то в детстве я прочитал одно его стихотворение, а потом перечитал все, что написал Васильев. Это поэт, с которым мало кто может соперничать по гениальности. Я не представляю, как можно реорганизовать Музей Васильева, — сказал Прилепин.
По словам главного редактора журнала «Наш современник» Станислава Куняева, в настоящее время Союз писателей готовит письмо в защиту музея, которое будет направлено на имя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
— Поскольку мы входим в ШОС и в евразийское пространство, нам нужно укреплять не только военные, но и культурные связи. И как одну из точек, навеки скрепляющих историю Казахстана и России, — этот замечательный Музей Павла Васильева в Павлодаре, — отметил Куняев. Помимо Прилепина и Куняева готовность поддержать инициативу высказали председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, лауреат Патриаршей премии Владимир Крупин, руководители журналов и писатель Эдуард Лимонов.
— Честно говоря, я раньше ничего не слышал о реорганизации Музея Васильева. Я обязательно подпишу письмо в защиту музея, — заявил Эдуард Лимонов.
Оставить комментарий