Иностранных фильмов в российском прокате, возможно, скоро станет меньше. Министерство культуры РФ может увеличить почти в полторы тысячи раз стоимость прокатного удостоверения — документа, необходимого для выпуска фильма в прокат. По информации газеты «Ведомости» (со ссылкой на директора Фонда кино Антона Малышева), стоимость этого удостоверения может «взлететь» с трех с половиной тысячи до пяти миллионов рублей — как для российских, так и для иностранных фильмов. Сейчас, как пишет издание, министр Мединский обсуждает эту инициативу с Фондом кино. Таким образом, по словам Малышева, в прокате должно стать меньше иностранных фильмов низкого качества, а их место займут российские картины.
Кто проиграет?
Иностранных фильмов в прокате станет меньше. Антон Малышев говорит о картинах «низкого качества», но фактически есть смысл говорить о недорогих картинах — ведь цена не является синонимом качества. Скорее всего, зритель не увидит в кинотеатрах европейское авторское, фестивальное и документальное кино, а также записи и трансляции иностранных концертов и театральных постановок.
Не стоит забывать, что половину сборов забирают кинотеатры, а еще прокатчикам нужно вернуть затраты на приобретение и продвижение фильма. Пять миллионов рублей — это, например, прошлогодние российские сборы фильма-участника каннской программы «Танцовщица». Если бы эта система действовала уже в 2016 году, то в зоне риска оказались бы такие фильмы, как «Анимированная жизнь» (независимая американская документальная лента о мальчике-инвалиде), «Франц» (награжденная в Венеции франко-германская работа Франсуа Озона), «Поезд в Пусан» (главное открытие корейского кинематографа прошлого года). Небольшие прокатные компании и немногочисленные независимые кинотеатры, показывающие авторское кино, скорее всего, вынуждены будут закрыться.
Точно так же зрители могут не досчитаться в прокате и российских малобюджетных проектов, для которых пять миллионов являются существенной суммой, сопоставимой с суммой самих сборов. Например, независимый якутский хит «Мой убийца» собрал в прокате шесть миллионов. В экономике таких проектов существенную роль нередко играют кредитные средства, и для продюсеров любое промедление с их возвратом критично. Повышение стоимости прокатного удостоверения может коснуться всех кинокартин, однако фильмам российского производства эти затраты планируют компенсировать «тем или иным образом».
Кто выиграет?
Если фильмов и прокатных компаний станет меньше, то от этого в первую очередь выиграют крупные прокатчики, работающие с блокбастерами и представляющие крупные иностранные компании. «Эта мера принимается в поддержку всего зрительского кинематографа и, к сожалению, в первую очередь, не нашего, поскольку зрители в основном ходят на американское кино. В нашу пользу будет то, что эти деньги, если они действительно поступят на поддержку российского кино, будут полезны», – прокомментировал в интервью РИА Новости президент Ассоциации продюсеров кино и телевидения России Сергей Сельянов. Прокатчик, уже заплативший за «вход» зарубежного фильма на российский рынок значимую сумму, сделает все, чтобы лента получила максимальную отдачу: то есть продолжит давить на кинотеатры. Выбор фильмов в кинотеатрах сократится, сеансов фильмов-блокбастеров станет еще больше.
Большие российские проекты также получат лучшие конкурентные условия. Но выбор российского кино от этого не станет больше. В выигрыше останутся большие проекты восьми студий-мэйджоров, которые финансируются Фондом кино. Их фильмы уже сейчас находятся в более привилегированных конкурентных условиях, но редко окупаются в прокате. Фактически эта мера решит только одну задачу: Фонд кино получит дополнительные значимые средства и сможет сократить зависимость от госбюджета.
При этом инициативу Минкульта разделяют не все. Так, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил РИА Новости, что данный вопрос нуждается в очень тщательной проработке: «Это, по всей видимости, одна из точек зрения, которая бытует в Министерстве культуры, я не сомневаюсь, что существуют и иные точки зрения».
Оставить комментарий