Режиссер Сарик Андреасян снимает в Москве фильм «Землетрясение» с Константином Лавроненко в главной роли, производством ленты занимается компания «Марс Медиа» под руководством продюсера Рубена Дишдишяна. Картина расскажет об одной из самых страшных трагедий в истории Армении — Ленинаканском землетрясении 1988 года, в котором погибло несколько десятков тысяч человек.
Строительство Ленинакана в Москве
Съемки фильма проходят на территории заброшенного московского завода, где на площади в 50 тыс. кв метров выстроены декорации разрушенного Ленинакана.
«Я был здесь месяцев шесть назад, здесь все было по другому, была просто груда мусора, но я понял, что на таком полуразрушенном заводе построить декорации значительно легче, чем в поле с нуля, потому что здесь есть хотя бы стены, к которым мы можем построить свои. Я привез сюда художника-постановщика, продюсеров, мы посмотрели и решили, что за три месяца работы мы можем это осилить. Если это строить с нуля, на это ушли бы годы», — рассказал ТАСС Сарик Андреасян.
Художник-постановщик картины Давид Дадунашвили отметил, что группа потратила больше месяца на расчистку площади для постройки декораций, в которых использовались и настоящие несущие конструкции, бетонные плиты, а также остатки мебели того времени из расселенных «хрущевок». Основной упор съемочная группа изначально делала на документальный материал, однако много времени создатели «Землетрясения» потратили и на разговоры с людьми, которых затронула трагедия. «Мы исходили из того, что это должно быть документально, просмотрели большое количество хроники. В Армении очень сложно разговаривать на эту тему, каждый пытается рассказать свою историю, но они немного отходят от того, что нам нужно. В каждой истории прочитывается боль. Многие говорили, как это было, предоставили книги. У меня было в распоряжении четыре книги с иллюстрациями, которые здорово помогли. Конечно, эмоционально этот проект очень сложный», — подчеркнул Дадунашвили.
Трагедия, которая затронула каждого
Встреча с жителями бывшего Ленинакана — ныне города Гюмри — впечатлила и Сарика Андреасяна. «Когда мы приехали в Гюмри года полтора-два назад, когда я только занимался этой темой, я общался с людьми. Там, в принципе, все пережили землетрясение или у всех есть родственники, которые его пережили. И как только начинаешь общаться с людьми, они начинают плакать. И я подумал, что если мы начнем воссоздавать руины, гробы, трупы и будем это все раскладывать по городу, нам этого не простят, это будет смотреться не очень корректно по отношению к населению. И тогда мы решили, что все это будет сделано здесь. Для нас это очень сложно, но это работа», — отметил режиссер. Съемки действительно проходят в энергичном рабочем режиме. Каждая сцена фильма специально готовится. Актеры разгребают настоящие завалы — тяжелые бетонные плиты, организуют костры для обогрева, ходят в пыли, пепле и дыме, все присутствующие на площадке сразу же погружаются в трагическую атмосферу тех дней. Большая часть съемочной группы состоит из армянских актеров. Причем почти всех их так или иначе затронула трагедия 1988 года.
«Мой отец служил в Северодвинске Архангельской области, и в эти дни он поехал в Ленинакан в звании лейтенанта, и рассказывал мне об этом. Он говорит, что тогда молодым он еще не осознавал, что лежат тела, все это они разгребали, вытаскивали погибших из-под завалов», — рассказывает исполнитель одной из главных ролей Виктор Степанян. Его герой — 20-летний Роберт — оказывается в спасательном отряде вместе с человеком, по вине которого много лет назад погибли его родители. Виновника давней трагедии в фильме играет актер Константин Лавроненко. «История, конечно, очень сильная. Я хорошо помню, что происходило в 1988 году. Я тогда был уже абсолютно пожившим человеком. Этот фильм — не только дань этой катастрофе, дань памяти этим людям. Это не рассказ о том, как ужасна смерть, а способ показать, как прекрасна жизнь. Я надеюсь, это будет звучать очень пронзительно», — рассказал актер.
Ответственность перед зрителями
Лавроненко отметил, что ощущает огромную ответственность и перед непосредственными участниками тех событий, и перед зрителями, которые, возможно, ничего не знают о Ленинаканском землетрясении. «Я уверен, что наш фильм, наша история не будет в стиле «посыплем соль на раны», покажем, какие мы молодцы, как мы можем использовать такую непростую, больную, тему. Мы, безусловно, ощущаем ответственность перед всеми. Это касается не только Армении, а вообще всех людей, поскольку эта история еще очень жива, кровь еще не высохла», — отметил Лавроненко. Режиссер Сарик Андреасян также надеется, что фильм «Землетрясение» затронет любого зрителя. «Те люди, которые никогда не слышали об армянском землетрясении и ничего о нем не знают, увидят хороший фильм и точно не уйдут с него равнодушными. Мы с вами не были на «Титанике», но мы плакали над фильмом Кэмерона. Или, например, недавний фильм «Невозможное» с Юэном Макгрегором, я не был в Таиланде, но я плакал при просмотре этой картины. Надеюсь, что и зрители «Землетрясения» проникнутся. Для меня это очень важно», — отметил Андреасян.
Режиссер подчеркнул, что фильм будет «в первую очередь про человека» и объединяющий фактор трагедии. «У нас есть сюжет, когда человек приезжает на тракторе из другого города, чтобы помочь. Я не могу представить, чтобы сегодня произошла катастрофа, и кто-то приехал помогать из другого города. Это реально была великая нация — я сейчас не про армян, а про советский народ. Я читаю эти истории и думаю: господи, куда все это делось? Мне важно, чтобы люди увидели это, чтобы почувствовали объединяющий фактор — это нечто мощное», — сказал Андреасян. После московского блока съемок, в середине ноября, группа отправится в Гюмри — снимать сцены, предшествовавшие трагедии, и «натуру», чтобы с помощью компьютерной графики воссоздать затем само землетрясение. Фильм «Землетрясение» выйдет в прокат в конце 2016 года в России и Армении. Предполагается, что в следующем году картина Сарика Андреасяна будет выдвинута Арменией, которая наряду с Россией финансирует производство ленты, на соискание премии «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке».
Оставить комментарий