Актер, получивший признание после картины Андрея Тарковского «Андрей Рублев», а мегапопулярность после «перестроечного» фильма Василия Пичула «Маленькая Вера», мог бы почивать на лаврах, но Юрий Назаров — неугомонный. Фильмография народного артиста России насчитывает почти три сотни ролей. И при этом он демонстрирует полное отсутствие звездности.
К Юрию Владимировичу можно подойти на улице, поздороваться, обнять и сфотографироваться. Его улыбка располагает, да так, что с возрастом поклонниц у актера стало еще больше.
Он родился 5 мая 1937 года в Новосибирске. Ребенок войны. И День Победы для него — главный праздник. Ему не надо объяснять, что такое любовь к родине и родным. Юрий Владимирович всю жизнь старается оправдывать своих героев через любовь.
— На съемках «Маленькой Веры», была одна сцена — проводы старшего сына Виктора, — вспоминает актер. — И вот мы с «матерью», которую играла Людмила Зайцева, суетимся на вокзале, кричим. В руках у нас арбуз, какие-то банки с заготовками. Короче, мешаем всем — и уезжающим пассажирам, и своему сыну. Ну бестолковые старики, что скажешь. Сыну неловко, он стыдится своих родителей и готов просто разбить банки, выкинуть арбуз, чтобы только закончился этот непонятный спектакль. Он даже не понимает, что всё это — и арбуз, и банки, и много слов — любовь и забота. Это счастье твое, придурковатый, что есть еще рядом родители. Так вот, мы снимали эту сцену, а в перерыве между съемками ко мне подходит осветитель и говорит: «Вы так играли, что я вспомнил своих родителей. В моей жизни была точно такая же сцена». Для меня это было подтверждением, что я всё верно делаю. Когда родители старые, неловкие, им надо прощать всё, потому что они безумно любят своих детей. Только любовь может сделать нас лучше.
Но не всегда фильмы способны оказывать сильное воздействие на зрителя. Как говорит Юрий Назаров, у кино очень скромный процент попадания в сердце зрителю.
— Ну и что, — не сдерживается актер. — Я всё равно будут делать свое дело. Меня иногда приглашают на кинофестивали. Там приходится просматривать много новых фильмов. Порой становится неловко за то, что мы предлагаем зрителям, какую муру им показываем. И в тот момент коллегам кинематографистам хочется сказать, чтобы они не кино занимались, а пошли в поля, поработали.
У Назарова есть основание давать такие советы. Сам он несколько раз пытался завязать с актерской профессией, но возвращался в кинематограф.
В 29 лет судьба свела его с Андреем Тарковским. Режиссер предложил молодому актеру, который прежде играл рабочих и комиссаров, сыграть князя в его картине «Андрей Рублев». Вернее, сразу двух князей — Великого и Малого. Эта работа перевернула сознание Назарова.
— Сергий Радонежский 600 с лишним лет тому назад говорил: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистную рознь мира сего». Как нам это сегодня необходимо! А еще от него нам дошла одна истина: любовью и единением спасемся. Но по сию пору человечество не дошло до этого.
Если Назаров снимается в кино, то в нем присутствует ощущение достоверности. Он нужен режиссерам и зрителям, потому что он искренний и честный. Сейчас на актеров из категории «70+» — постоянный спрос. Но Назаров по-прежнему избирателен в ролях. Не соглашается на материал, если тот противоречит его моральным устоям и понятию о порядочности. По этой же причине Юрий Владимирович когда-то отказался от съемок в Голливуде. Не готов он ради гонорара и популярности поступиться принципами и потерять лицо.
Оставить комментарий