Художественный руководитель Театра Российской армии (ЦАТРА) Борис Морозов поставил на малой сцене спектакль «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Веселое костюмированное представление оказалось философским высказыванием о природе художника и театра, а некоторые идеи прозвучали на редкость актуально.
Морозов явно неравнодушен к творчеству автора «Мастера и Маргариты». Ранее он поставил «Луну в форточке» по рассказам писателя и пьесу «Зойкина Квартира». Теперь пришло время «Мольера». В своем спектакле режиссер четко выводит все три линии, заложенные автором: художник и власть, художник и церковь и главное — художник и его личная трагедия.
Сценограф Анастасия Глебова создала на сцене еще один театр Пале-Рояль. С отдельным занавесом, перед которым разыгрывалось представление для короля. С левой стороны сцены развешаны многочисленные театральные наряды, сверху — театральная люстра, артисты появляются на подмостках в изящных костюмах, масках, a la комедия дель арте. Зритель, настроившийся на легкую костюмированную историю, в какой-то момент обнаруживает, что все гораздо сложнее.
Борис Мороз вынес в спектакль пролог из романа Булгакова «Мольер», рассказывающий о появлении гениального артиста и драматурга: «…Этот младенец станет более известен, чем ныне царствующий король ваш Людовик XIII…». И, кажется, в этом заключен философский смысл. За монологом тушильщика свечей Бутоном (Константин Денискин) наблюдает вся труппа театра, в том числе и король. Вскоре им предстоит разыграть трагическую судьбу главного героя. Его в разные годы воплощали на сцене Олег Ефремов, Сергей Юрский, Юрий Соломин. В ЦАТРА Мольера блестяще сыграл Андрей Егоров, создав многогранный, неоднозначный образ. О Мольере Егорова нельзя сказать, хороший он или плохой, но зрители почти физически ощущают его энергетику.
Вообще, в спектакле каждому актеру было что сыграть. Густонаселенная пьеса дала возможность режиссеру занять многочисленную труппу ЦАТРА. Людовик Великий в исполнении народного артиста России Николая Лазарева вышел монархом остроумным, но себе на уме. С эдакой чертовщинкой в глазах. Если уж и отправляет в тюрьму, то с таким чувством, будто выдает путевку на курорт. Бывшая супруга Мольера и мать его ребенка Мадлена Бежар в исполнении народной артистки России Ольги Багдановой — женщина с трагической судьбой, взявшая на себя всю вину за случившееся. В небольшой роли артистка смогла отразить судьбу своей уже немолодой героини — отвергнутой женщины и состарившейся актрисы. Роман Богданов сделал своего предателя Муаррона талантливым актером, но глуповатым и способным, кажется, даже после раскаяния вновь подставить близкого.
В финале спектакля на сцене вновь звучит пролог о рождении гения. Вся труппа так же напряженно ждет и после фразы «Он вскрикнул!» разражается радостными возгласами. И здесь Морозов окончательно поднимает спектакль до уровня патетического высказывания. Каждый увидит в этом свой месседж: как бы ни запрещали пьесу в советские времена, а все-таки живы сегодня на сцене Мольер и Булгаков. Или — Мольер и Людовик, Сталин и Булгаков, художник и власть. Вечно непримиримые и в то же время нуждающиеся друг в друге.
Оставить комментарий