У одного из самых амбициозных кинопроектов в истории постсоветского кино — вольной биографии физика Льва Ландау «Дау» Ильи Хржановского по сценарию Владимира Сорокина — всё меньше шансов добраться до экранов. Министерство культуры, не дождавшись окончания работ, через суд взыскало у создателей — кинокомпании Phenomen Films — всю сумму господдержки, 22,5 млн рублей (а также проценты в 8 млн рублей). Об этом «Известиям» сообщили в Министерстве культуры. В электронной картотеке арбитражных дел указано, что Арбитражный суд города Москвы 27 октября вынес решение в пользу ведомства.
— Несмотря на выход Министерства культуры из проекта, «Дау» находится в активной жизненной фазе, пост-продакшн осуществляется в Лондоне. К сожалению, Минкультуры России стало единственным соинвестором проекта, который принял такое решение. Остальные участники, понимая особенность проекта, пролонгировали сроки своего участия, — пояснил адвокат.
По словам другого представителя кинокомпании, фильм является копродукцией России, Швеции, Германии и Франции и создается при поддержке европейских фондов Arte France Cinema, WDR/Atre, Medienboard Berlin-Brandenburg, Mitteldeutsche Medienförderung, включая Svenska Filminstitutet, общеевропейского Eurimages и ряда других киноинституций.
Бюджет «Дау», который изначально оценивался в $3,5 млн, скоро увеличился до $10 млн, финальная цифра пока не разглашается. В 2006 году Министерство культуры выделило на съемки фильма 22,5 млн рублей. По условиям договора создатели обещали закончить проект и сдать исходные материалы в Госфильмофонд в 2010 году. В апреле 2012 года правительство потребовало завершить ряд проектов с господдержкой, которые просрочили изначально поставленные сроки, в том числе «Дау» Ильи Хржановского.
Последние новости о проекте относятся к 2011 году, когда было объявлено об окончании съемок в Харькове. Гигантские декорации научного городка, выстроенные внутри заброшенного спорткомплекса «Динамо», были разрушены в два захода. Значительная часть — во время съемок финальных сцен, когда в здание ворвались неонацисты и устроили погром (их сыграли члены реальной группировки скинхедов во главе с Максимом Марцинкевичем по прозвищу Тесак). То, что осталось после «погрома», — во время финальной вечеринки в формате open-air-концерта нью-йоркского диджея Spooky и канадской певицы Peaches. С тех пор информации не было.
По мнению сопредседателя Ассоциации теле- и кинопродюсеров Сергея Сельянова, «некоторые фильмы запланированно делаются долго».
— Это не правило, но довольно распространенная практика. Последний пример — «Трудно быть богом» Алексея Германа, который делался порядка 10 лет. Мне кажется, если фильм имеет шансы быть законченным в обозримом будущем, тем более если обещает открыть новые горизонты, сроки имеет смысл сдвигать. В российской индустрии крупные проекты решают уникальные задачи, и часто нельзя предсказать, какое количество времени на это потребуется. Когда в дело вложено много сил, ресурсов, частных инвестиций, просто сделать, чтобы сдать к сроку, — это неправильно, — отмечает он. — Другой вопрос, если у министерства есть точная информация, что проект умер, деньги потрачены и никакой активности нет — тогда, конечно, жесткие меры нужны. Должен быть индивидуальный подход исходя из конкретных обстоятельств. Насколько мне известно, фильм сейчас в монтаже, но это непроверенная информация.
«Дау», один из самых известных долгостроев российского кино, практически сразу стал обрастать легендами — об авторитарных замашках режиссера, гигантских декорациях и сумасшедшем сюжете. Разработка фильма о жизни знаменитого советского физика и нобелевского лауреата Льва Ландау стартовала еще в середине 2000-х годов. Известно, что сценарий писали совместно писатель Владимир Сорокин и режиссер Илья Хржановский по мотивам воспоминаний жены физика «Академик Ландау: Как мы жили» Конкордии Ландау-Дробанцевой, однако конкретные сюжетные линии «психоделической биографии» не раскрываются.
Съемки проходили в Петербурге, Москве, Баку, Лондоне и Копенгагене, но большая часть — в ретрофутуристических декорациях института, созданных художником-постановщиком Денисом Шибановым в Харькове по мотивам советской архитектуры. Харьковский период затянулся на 5 лет. На съемочной площадке всем, даже техническим работникам, было разрешено находиться только в одежде 1940–1950-х годов и пользоваться только предметами быта того времени. Институт стал местом паломничества многих известных деятелей культуры, однако попасть на засекреченный объект можно было только по приглашению. Журналист Олег Кашин, которому удалось побывать внутри, считает, что сам съемочный процесс был важнее фильма.
— Мне уже тогда казалось, что законченного фильма, который пойдет в кинотеатрах, и не будет. Этот «парк советского периода» был вполне самодостаточным явлением — стимпанк по мотивам сталинской эпохи. Если бы кто-то надрал и сохранил хотя бы дверные ручки этого института — уже имел бы на руках настоящие произведения искусства XXI века. Туда, в Харьков, как на аттракцион, съездила, наверное, половина культурной Москвы, и уже поэтому «Дау» сыграл свою роль в перевороте отношения части столичной интеллигенции к этому времени. Это непрерывное реалити-шоу длиной в 5 лет, которое снятый фильм только бы испортил. Деньги, конечно, потрачены, но по-панковски. Это такой арт-поступок, о котором мечтают многие режиссеры, — считает журналист.
Среди творческой группы — европейский продюсер Филипп Бобер, известный работой с Ульрихом Зайдлем, Гаспаром Ноэ и Роем Андерсоном, а также операторы — Мануэль Альберто Кларо (в его послужном списке все последние фильмы Ларса фон Триера) и Юрген Юргес, работавший с Михаэлем Ханеке, Вимом Вендерсом и Райнером Вернером Фассбиндером. Великого физика сыграл знаменитый российский дирижер Теодор Курентзис. Кроме того, в кадре появились музыкант Леонид Федоров и его постоянный соавтор сольных альбомов Владимир Волков, мэр Харькова Михаил Добкин, украинский телеведущий Дмитрий Гордон и многие другие. Режиссер Илья Хржановский получил известность благодаря своему полнометражному дебюту «4» по сценарию Владимира Сорокина, который в 2005 году отмечен главным призом Роттердамского кинофестиваля.
Оставить комментарий