Оперой Чайковского «Пиковая дама» открывает свой 99-й, предъюбилейный сезон Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Мы говорим с художественным руководителем оперной труппы театра Александром Тителем.
В печати появились высказывания, согласно которым театру грозит перемена курса — дрейф от академического «театра-дома» к театру европейского типа — как выразился известный немецкий интендант, к «театру-отелю». Это возможно? Ведь театр основан Станиславским и Немировичем-Данченко, они авторы этой идеи театра-дома, они его строили.
Александр Титель: Театр-дом означает ни больше ни меньше, как репертуарный театр с постоянной труппой. Что отнюдь не отменяет его «европейскости», поскольку оба параметра в той или иной степени лежат в основе оперных театров Германии, а их там едва ли не больше, чем во всей остальной Западной Европе. Разночтения лишь в соотношении своей труппы и гастролеров и в способе проката репертуара. И, конечно, плюс особая атмосфера театра-дома. Все 98 лет наш театр так и развивался, как правило, переходя от учителей к ученикам: Константин Станиславский — Всеволод Мейерхольд — Владимир Немирович-Данченко — Павел Марков — Иосиф Туманов — Леонид Баратов — Лев Михайлов, мой мастер в ГИТИСе, возглавлявший театр 20 лет! Кстати, по нашему образу и подобию выстроил в 1947 году свою замечательную «Комише опер» выдающийся режиссер Вальтер Фельзенштейн. И немецкий театр по-прежнему гордится и ценит те возможности, которыми располагает подобная театральная модель, равно как и видит ее недостатки. Конечно, мы театр-дом и должны таковым оставаться. Кстати: только что открыли сезон Большой и Мариинский театры. В Большом в партии Годунова выступил Дмитрий Ульянов, в «Адриане Лекуврер» в Мариинке — Нажмиддин Мавлянов. В недавно представленной «Леди Макбет Мценского уезда» на фестивале в Зальцбурге — Дмитрий Ульянов, Ксения Дудникова и Алексей Шишляев. В готовящейся премьере Венской Штаатсопер «Игрок» — Елена Гусева, Елена Максимова и Дмитрий Ульянов. В октябрьской премьере «Дона Карлоса» в парижской Опера-Бастий — Хибла Герзмава. Это все воспитанники нашего театра-дома.
Для зрителя театр-дом — дополнительный и очень увлекательный сюжет: с интересом следишь за ростом любимых мастеров, даже их неудачи становятся интересны. Так строятся наши взаимоотношения с вахтанговцами и «Ленкомом», с театрами Женовача или Фоменко. И мне как зрителю было бы больно расставаться с таким типом театра. Хотя у него много противников, они считают его русской архаикой.
Александр Титель: У нас есть зрители, которые ходят на спектакль несколько раз — посмотреть, как сыграет, как споет тот или иной артист. Коллекционирование и пестование индивидуальностей в труппе — очень важная часть понятия «театр-дом». Но этот дом должен быть открыт идеям и людям. Должно быть ощущение своего исторического прошлого, настоящего и будущего. Тогда каждый спектакль — порождение именно этого театра. Его эстетики. Мы не можем быть манкуртами. Мы наследники, мы стоим на плечах наших предшественников. Часть ствола мощного театрального древа, а Москва по-прежнему одна из театральных Мекк мира.
Вы вступаете в 99-й сезон, через год — юбилей, 100 лет театру. Чего ждать от этих сезонов?
Александр Титель: Начинающийся сезон — последний этап подготовки к столетию. А векторы репертуарной политики были обозначены еще в начале десятилетия — в 2011 году. Идея — постановка выдающихся образцов мировой оперы, которые никогда не ставились на нашей сцене. Так у нас появились «Аида», «Дон Жуан», «Тангейзер» — Вагнер вообще никогда здесь не звучал. Другой вектор — постановка сочинений, которые крайне редко ставятся в России, хотя успешно идут на Западе. Так возникли премьеры «Вертера», «Манон», «Лючии ди Ламмермур»… Еще одно направление: мы обращаемся к раритетам: «Медея», «Демон», «Майская ночь»… Конечно, особое внимание российскому оперному пласту, от Глинки до Прокофьева, Шостаковича и Вайнберга: наш театр при Михайлове был страстным пропагандистом современной музыки, его называли лабораторией советской оперы. В этом сезоне мы возобновим «Обручение в монастыре» Прокофьева, где за пульт встанет Александр Лазарев; в феврале в моей постановке выйдет «Енуфа» — великая опера потрясающего чешского композитора Яначека, дирижер — Евгений Бражник, художник — Владимир Арефьев; завершит сезон «Макбет» Верди в постановке Камы Гинкаса, Сергея Бархина и нашего главного дирижера Феликса Коробова. На Малой сцене Константин Богомолов и дирижер Филипп Чижевский со своим барочным ансамблем Questa Musica поставят ораторию Генделя «Триумф времени и бесчувствия».
Оставить комментарий