Молодой российский пианист Никита Галактионов начинает свой первый североамериканский тур. В субботу он впервые исполнит сольный концерт в зале Карнеги-холла в Нью-Йорке. Как рассказал накануне в интервью корреспонденту 22-летний музыкант, работать перед нью-йоркской публикой он будет совершенно бесплатно.
Музыка без акцента
«Я в третий раз выйду на сцену Карнеги-холла, но с сольным концертом выступлю впервые, — пояснил Галактионов. — Два года назад здесь состоялся мой дебют, когда я принял участие в фестивале искусств American Fine Arts и получил из рук его президента так называемый Сертификат исключительности. В прошлом году с моим однокашником по Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, киргизским пианистом Азаматом Сыдыковым мы играли совместный концерт, который, к нашему удивлению, собрал аншлаг. В этом году состоится мой первый сольный концерт, задача которого не заработать, а рассказать публике о себе».Для концерта Галактионов выбрал произведения российских композиторов. «Я неплохо владею английским, но любой человек, родившийся в Англии или США, легко определит, что этот язык не является для меня родным, — пояснил пианист. — То же самое и с музыкой — она впитывается с детства помимо нашей воли, поэтому я — русский пианист и буду исполнять произведения русских композиторов. Без акцента».
«Есть также и большое желание познакомить моих американских ровесников с малоизвестной для них российской классической музыкой. Когда в апреле этого года я выступал в Вашингтоне перед американскими студентами, то увидел необычайно чуткую и отзывчивую публику, — отметил Галактионов, — Они сидели, затаив дыхание, а реакция после исполнения пьес Рахманинова была восторженной — аплодировали стоя. Поэтому и в этот раз я выбрал исключительно русскую музыку». В частности, пианист планирует сыграть на сцене Карнеги-холла произведения Петра Чайковского, Милия Балакирева и Сергея Рахманинова.Американский тур пианист посвящает своему педагогу Аркадию Севидову, который отмечает 70-летний юбилей. После Нью-Йорка Галактионов выступит перед студентами Университета Кэмпбелл штата Северная Каролина, в этом же штате он примет участие в музыкальном фестивале, а в Вашингтоне даст частный концерт для дипломатов из разных стран мира. Завершит американские гастроли сольный концерт в музыкальном центре Страмор в пригороде Вашингтона.
Импровизация как высшая степень свободы
Большая популярность и востребованность российских пианистов в США Никита Галактионов объясняет характерной для них широтой души и ее загадочностью. «Наша страна сочетает в себе большое количество культур и этносов, а смешение кровей порождает красивых детей, в том числе и в музыке, — заметил он. — И не будем забывать о «загадочной русской душе», тайну которой постичь пока никому не дано».
Молодой музыкант считает, что образ классического пианиста в ближайшем будущем будет меняться. «У меня есть мечта, которой я планирую посвятить написание своего диплома — я хотел бы, чтоб классический музыкант перенял непосредственность рокеров и джаз-музыкантов. Чтобы он чувствовал свою причастность к процессу создания музыки в данную конкретную минуту, и был по возможности избавлен от ощущения того, что просто проигрывает заученный текст, написанный когда-то большим композитором — словно он патефон или музыкальный проигрыватель», — рассказал Галактионов.По его мнению, этому может способствовать развитие импровизации. «Не это ли высшая степень свободы и симбиоз в его истинном значении, когда исполнитель и композитор становятся равны, как это было во времена Моцарта?» — отметил он.Галактионов увлекается импровизацией все последние годы. «В будущем, думаю, я займусь этим более серьезно, можно даже попробовать себя в джазе», — сказал он. Музыкант сочиняет и собственные произведения, которые также планирует представить публике.
Классическая музыка в видеоклипах
Никита Галактионов стал первым пианистом, принявшим участие в видеоклипе одновременно в качестве актера и пианиста, исполнив «Грезы любви» Ференца Листа. «Такая работа полезна, прежде всего, для меня как исполнителя, — пояснил он. — Одно дело — играть на рояле, другое — лицом и действиями выражать эмоции, получаемые в процессе исполнения музыки. Приходится много размышлять — докапываться до смысла нюансов, оттенков и сочетания нот».В ближайшее время будет выпущен новый клип, где Галактионов исполнит мазурку Фредерика Шопена. «Эта музыка также является своего рода «шлягером классики», она сразу берет «в плен» любого, — считает пианист. — На самом деле, люди легко отзываются на красивые мелодии, и неважно, какого жанра. Думаю, это и есть мостик, по которому хотелось бы втянуть как можно больше молодых людей в классическую музыку».»Не секрет, что молодежь сразу впадает в уныние, когда слышит слово «классика» — ей скучно, так как ей представляются седовласые занудные джентльмены. Однако многие известные композиторы создали свои произведения в очень молодом возрасте — Рахманинов написал оперу «Алеко» в 20 лет, Балакирев в 25 лет возглавил «Могучую кучку», Шопен в 18 лет написал знаменитый Второй фортепианный концерт, а Шуберт вообще окончил свой жизненный путь в 31 год, — напомнил Галактионов. — Хочется стряхнуть пыль с композиторов-классиков и их музыки, чтобы дать почувствовать нынешнему поколению — то, что волнует их теперь, всегда волновало людей, вне зависимости от эпохи. Изменились лишь стиль и средства, суть та же».
В музыке нет критериев красоты
Музыкант с самого начала своей карьеры принципиально отказался от участия в музыкальных конкурсах. «Не вижу смысла быть одним из лауреатов более 300 ежегодных конкурсов пианистов, — пояснил он, — Так как в музыкальных соревнованиях нет истины в последней инстанции — человек, выигравший на одном конкурсе, запросто может оказаться в аутсайдерах другого. У каждого исполнителя даже «пиано» и «форте» собственные, потому что и композитор не определял их точно в децибелах. Что уж тогда говорить о критериях красоты — абсолюта нет и быть не может».Галактионов, по его собственному определению, меломан. Среди любимой музыки он называет не только классику, но и металл, электро, джаз, этнические и народные мелодии. «Что забавно, мне не удается воспринимать музыку так, как мои друзья и знакомые, — рассказал пианист. — Они слушают ее просто потому, что им нравится текст или мелодия, а я воспринимаю общую структуру, материю». «В последнее время у меня появилась острая тяга к сложным ритмам и гармониям, например, к таким стилям, как эмбиент или мат- метал», — отметил он.
Оставить комментарий