Побывавший в российском прокате, но прошедший, увы, мимо зрительского внимания боевик режиссера с замечательной фамилией Смрз — лучшее, что предложил этот год тем, кто ностальгирует по бесшабашному драйву экшн-кино девяностых. Красиво постаревший Итан Хоук здесь играет элитного киллера, который после смерти жены отошел от дел и проводит время на морском берегу в компании бутылки и такого же выразительного тестя (Рутгер Хауэр). Согласно законам жанра, герой соглашается на «одно последнее дело», в ходе которого гибнет, а потом чудесным образом оживает и принимается наказывать бывших работодателей.
«Меч короля Артура»
Несправедливо провалившийся в прокате новый фильм Гая Ричи — его лучшая, пожалуй, работа со времен столь же недооцененного «Револьвера». Режиссер шутя разнес канонический текст Томаса Мэлори «Смерть Артура» на атомы и собрал из него мифологический блокбастер в стиле рейв — с ощутимой инъекцией шекспировских страстей, кунг-фу, шутками про яйца, бешеным саундтреком и великолепным Чарли Ханнэмом в заглавной роли. Жаль, что после коммерческого неуспеха продолжения нам уже не дождаться.
«Аритмия»
До «Аритмии» фильмы Бориса Хлебникова были достоянием довольно ограниченного круга поклонников. Но после сериала «Озабоченные» режиссер вернулся в полнометражное кино и сделал свою самую доступную картину, которую в этом году обсуждали не меньше, чем выдвинутую на «Оскар» «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Оно и неудивительно: вместо чернухи и рассуждений о порочности современной русской жизни Хлебников предъявил зрителю нового героя — совершенно современного и в то же время неуловимо похожего на идеалистов из оттепельного кинематографа. Да еще и завернул свое высказывание в легко усваиваемую оболочку романтической комедии, после просмотра которой, в отличие от большинства российских фильмов, зритель чувствует себя по-настоящему хорошо.
«Затерянный город Z
До этой картины Джеймс Грей сделал себе имя бытописателя нью-йоркских невротиков, и тут вдруг — историческое полотно об исследователе Амазонии майоре Перси Фоссете, бесследно пропавшем там в начале прошлого века. Картина, впрочем, неоднократно обманывает ожидания. Сначала «Затерянный город» выглядит старомодным кинороманом на два с лишним часа, потом ненадолго погружается в дым и туман войны (с камео любимицы Грея Елены Соловей), а в (грандиозном) финале красиво превращается почти что в джармушевского «Мертвеца». Это тончайшее, штучной выделки кино, оставшееся, к сожалению, непонятым перекормленным блокбастерами зрителем. Отдельного упоминания заслуживают Роберт Паттинсон, Сиенна Миллер, сыгравший главную роль Чарли Ханнэм (настоящий тайный герой этого года) и, конечно, не побоявшийся реализовать все это продюсер Брэд Питт.
«Гоголь. Начало»
Смелый опыт канала ТВ3 по показу собранных в полный метр двух серий из альтернативной кинобиографии великого писателя обернулся не только кассовым, но и творческим успехом. Приключения Гоголя в Диканьке оказались, согласно топонимике, дикими, смешными, а главное — самобытными, несмотря на просившиеся после трейлера сравнения с «Сонной лощиной». Окончательные выводы делать пока рано, но оставшиеся шесть серий уже хочется посмотреть в один присест.
«Дело храбрых»
Еще один «несвоевременный» фильм, обойденный зрительским вниманием — неожиданный опыт автора «Трона: Наследие» и «Обливиона» Джозефа Козински на реалистическом поле. Основанный на реальных событиях сюжет о погибшей бригаде лесных пожарных — кино не о смерти и даже не о подвиге, а о жизни — в самом лучшем и важном смысле слова. Здесь просятся какие-то слова про «крепкую режиссерскую руку» и «блестящие актерские работы» — все это здесь действительно есть, но куда более весомый аргумент — намертво отпечатавшиеся в памяти два десятка (!) главных героев, ставших за время просмотра почти родными.
«мама!»
Скандал года — ни про один фильм, кажется, критики и публика не ругались так, как про картину Даррена Аронофски, в заглавии которой как никогда уместен восклицательный знак. Он означает, что совершенно не важно, согласны ли вы со взглядом режиссера на мироздание, космогонию и творчество, которые он осмысляет в своем фильме. Куда важнее тот факт, что более насыщенных и резких эмоций, пожалуй, за этот год зрителю не дарил ни один фильм. Ну а Аронофски в очередной раз доказал, что интеллект как необходимое режиссеру качество сильно переоценен. Куда важнее естественное чувство киногении и природное ощущение, что тебе сам черт не брат.
Оставить комментарий