Альт (по некоторым историческим сведениям) — старший брат скрипки. И как видно, менее удачливый её брат. Своё положение в музыкальном мире альт постепенно меняет. В XX веке основательно поднялся, стал солирующим.
Способствовали этому Уильям Примроуз, Рудольф Баршай. Те, о ком критики стали говорить с восторгом, который прежде адресовали только скрипачам. Дело продолжает Юрий Башмет, музыкант, переигравший практически всё, что написано для альта – около двух сотен произведений. Не часто, не каждый год, Башмет проводит Международный конкурс альтистов «Виола Мастерс». Нынешний, восьмой, проходил в эти дни, вслед празднованию 65-летия мастера. Объявлены победители, вручены награды. До Гран-при никто не дотянул. Подробности у Станислава Анисимова.
В юбилейный год Юрия Башмета – особые условия для конкурсантов. Заявки могли присылать только лауреаты международных музыкальных соревнований. 22 исполнителя играли соло и с оркестром; классику и сочинения современных композиторов.
Объявляя победителей, маэстро напомнил, что «альт уже давно перестал быть Золушкой в мире музыкальных инструментов». И многим участникам удалось удивить даже мэтров.
«Были откровения новые! Я всю жизнь знаю эту музыку и вдруг, оп! И так можно оказывается», — поделился основатель конкурса Юрий Башмет.
В виде исключения в этом году результаты 3 конкурсных туров оценивали не при помощи баллов. Вердикты жюри были лаконичными: «да», «нет» и «может быть».
«Если на первых двух турах «может быть» трактовалось как «да», то дальше, скорее всего, как «нет», — заявил ответственный секретарь конкурса Роман Балашов.
Несмотря на серьезную конкуренцию и строгое жюри, атмосфера на конкурсе была очень теплой.
«Здесь все между собой дружны, все друг друга знают. Наш альтовый мир не такой большой. Никакой конкуренции за сценой не было, мы все дружны», — рассказал лауреат конкурса Павел Романенко.
По словам жюри, победителей выбрали единогласно. Споров и ожесточенных баталий не было.
«Да у нас не появилось в этом конкурсе Гран-при. Но Гран-при — это когда все говорят , что это будущий Баршай или Башмет. Вот нет такого», — добавил Юрий Башмет.
Но лауреат первой премии все-таки есть: Каролина Эррера. Ее имя и ее альт, надо думать, совсем скоро зазвучат под сводами лучших музыкальных залов мира.
Оставить комментарий