Любопытная коллизия развивается вокруг только что проданной, а точнее перепроданной «Супрематической композиции» Казимира Малевича на Christie’s за $85,8 млн. Одни утверждают, что это новый рекорд для русского искусства — работа превзошла свой же рекорд 2008 года, когда она ушла на Sotheby’s в Нью-Йорке за $60 млн. Другие настаивают, что до первого места в рейтинге русского искусства ей не хватило чуть более миллиона долларов. Хотя все и сходятся во мнении, что это новый персональный рекорд Малевича, от которого, впрочем, ожидали значительно большего.
Еще в 2008-м году специалисты давали дерзкие прогнозы на «Супрематическую композицию» Малевича: «её цена взорвет рынок искусства», «минимум сто миллионов долларов», «она должна предвосхитить все рекорды Джакометти, Пикассо и Бэкона вместе взятые.
– Все потому что эта вещь безупречна, причем по всем параметрам: безусловная подлинность, чистый провенанс, реституционное происхождение без юридических обременений, плюс качество, – объясняет главред портала ARTinvestment.ru Владимир Богданов. – Это ведь лучшая из пяти картин, которые наследники Малевича отсудили у голландского музея Стеделийк. Как правило, скандалы подобного рода серьезно подогревают интерес к вещи и увеличивают ее провенанс.
Считается, что сам Стеделийк был добросовестным приобретателем работ. В 1958 году они были законно куплены у архитектора Хуго Хэринга. Потом оказалось, что Хэринг не имел права распоряжаться ими как своей собственностью. Об этом и напомнили адвокаты наследников. Поначалу ситуация казалась патовой: по голландским законам из-за истечения срока давности перспективы у исков в Европе не было. Но юристы нашли лазейку и устроили «малевичам» засаду. Когда часть собрания Стеделийка, 14 картин, отправилась в 2003 году на выставки в Штаты, началась атака. Там работы из Стеделийка стали уязвимыми.
О том, что шедевр Малевича наверняка поступит на торги, мир узнал 24 апреля 2008 года. Тогда объявили о достижении соглашения между городскими властями Амстердама и наследниками Малевича: нью-йоркская адвокатская контора, представляющая интересы наследников, добилась передачи им пяти картин из музейной коллекции.
Но 3 ноября 2008 года на торгах Sotheby’s получилось не 100, а «всего лишь» $60 млн с учетом комиссии. Ходили слухи, что тогда её купил Абрамович, но это не подтвердилось. Позже покупку приписали чемпиону мира по нардам, уроженцу сирийского Алеппо дилеру Давиду Нахмаду. То есть за это время он заработал на картине менее $25 млн (часть съедят комиссионные аукциона). Кто стал новым владельцем — пока неизвестно.
– С этим результатом картина Малевича занимает вторую строчку нашего рейтинга русских художников, – настаивает Богданов, – пропуская вперед лишь Марка Ротко (родился в Российской империи) с его живописью цветовых полей за $86,8 млн.
Пример с Малевичем — образцовая инвестиционная схема для больших денег: купить на Sotheby’s, подержать 10 лет и перепродать на Christie’s. От повторной продажи смело ожидали около $140 млн. Почему? Такая картина может стать стержневой для любого нового музея. Ее даже одной хватит. Безусловный шедевр для любого путеводителя. Ведь музеев строится огромное количество: на Среднем Востоке, в Китае… А Малевичей больше не становится. И вообще за шедевры подобного уровня разыгрывается нешуточная борьба, но не в этот раз…
– Люди мистического сознания, узнав про этого Малевича, отмечают: примета так себе, – резюмирует Богданов. – Этот супрематический холст появляется словно летучий голландец. Что в прошлый раз его торговали в начале затяжного мирового кризиса, что сейчас международная обстановка та ещё. Впрочем, мы в подобные приметы не верим. Не то чтобы не завидно, но ожидания были куда оптимистичнее. Мы даже предполагали, что в прошлый раз была осечка, а в этот раз дойдет до $140 млн. Ну, что ж, два раза — это уже не случайность. Малевич переоценен в сознании русского человека и понятно, почему. Все-таки художник международного значения, то, что он русский, повредить не должно. За него должны были бороться не наши, а западные миллионеры. Там финансового кризиса нет, топовые аукционы то и дело взрываются новыми рекордами. В общем, теперь будем относиться к Малевичу спокойнее.
«Супрематическая композиция» доказала ликвидность шедевра и его способность приносить доход. Скорее всего, мы видим ее на аукционе не в последний раз. В следующий раз когда? Может быть, снова через 10 лет, но теперь уже на Sotheby’s. Его очередь.
Оставить комментарий