Роман создавался в 2010-2011 годах. Книга появилась в продаже в 2012 году и разошлась широким для художественной литературы тиражом — около 100 тысяч экземпляров. В ней рассказывается о поворотных событиях Смутного времени, в центре повествования — оборона Смоленска, осажденного войсками польского короля Сигизмунда III во время русско-польской войны 1609-1618 годов.
К эпохе Смутного времени Малый театр обращался много раз — за два столетия было осуществлено более 30 постановок, причем большая часть — еще до революции. И впервые в истории российского театра режиссер Владимир Бейлис взялся за адаптацию современного произведения, посвященного данному периоду. В спектакле прозвучит музыка Георгия Свиридова; сценография — Виктора Герасименко. В ролях занято более сорока артистов театра, а роль воеводы Смоленска Михаила Шеина играет народный артист России Валерий Афанасьев. Образ его главного противника — короля Польши Сигизмунда III в «Смуте. 1609-1611 гг.» воплотил народный артист России Валерий Бабятинский.
«В Малом театре — замечательная труппа. Это театр традиций и прекрасного художественного вкуса, — отмечал Владимир Мединский. — Я передал в театр свой роман и пьесу, и знаю, что в Малом всегда очень деликатно и бережно относятся к авторскому тексту. Для меня это — большая честь, что роман лег в основу постановки в стенах одного из старейших и самых уважаемых театров России».
Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин прокомментировал появление романа министра культуры на легендарной сцене: «Абсолютно наша тема. «Смута», — в какой-то мере, это продолжение постановок по Алексею Толстому. Изучая этот исторический период, мы обратили внимание на непростую историю взаимоотношений России и Польши. Нашли книгу Владимира Мединского «Стена». Задавали автору много вопросов, пьесу переписывали раза три. Было непросто, сохранив свою линию, традиции Малого, вписав современные средства, создать выдающийся спектакль.
Это одна из немногих современных постановок, пронизанная чувством глубокого патриотизма и уважения к истории Отечества. Неудивительно, что автор романа отказался от гонорара за использование своего произведения в пользу возрождения Смоленской крепостной стены — уникального памятника истории и культуры, вокруг которого разворачиваются основные события романа».
О том, что от какого-либо денежного вознаграждения за эту работу он откажется, Владимир Мединский заявил еще на этапе переговоров о будущем спектакле: «Несмотря на то, что законодательство к этому не обязывает, я принял решение отказаться от гонорара, так как театр находится в подчинении министерства культуры. Хотя, подчеркну, закон позволяет заниматься творческой деятельностью. Но я очень щепетильно отношусь к таким вещам, и поэтому гонорар будет направлен на благотворительные нужды», — заключил министр культуры.
«Когда мы обратились к Владимиру Мединскому с предложением о сотрудничестве, он сразу отказался от авторского гонорара, — подтвердила гендиректор Малого театра Тамара Михайлова. — Тогда было принято решение направлять средства в Смоленск, чтобы все они шли именно на реставрацию Стены. В результате мы заключили договор с региональным отделением Российского военно-исторического общества в Смоленске, им и перечисляем деньги».
«Сегодня стена, к сожалению, находится не в самом лучшем состоянии, много аварийных участков. А деньги на ремонт и последующее приспособление, насколько знаю, требуются немалые, — отмечала член общественной палаты Центрального Федерального Округа и Смоленской области Елена Ульяненкова. — И символично, что авторское вознаграждение за постановку спектакля в Малом театре по роману «Стена» направляется именно на ремонт самой крепостной стены, которая сыграла огромную роль в истории Смоленска и всего Российского государства».
Как уточнила пресс-служба министерства культуры РФ, Российское военно-исторического общество (РВИО) — общественно-государственная организация федерального масштаба, у нее есть отделения в 83 регионах России. Ежегодно общество реализует сотни проектов по всей стране. Исполнительный директор РВИО Владислав Кононов пояснил, что «смоленское отделение РВИО — самостоятельное юридическое лицо, организационно независимое от исполнительной дирекции, которая располагается в Москве. Работая на месте, в Смоленске и зная все болевые точки объекта, члены реготделения могут отслеживать все этапы работ и оперативно принимать решения. Мы пошли по пути прямого проектного финансирования, — таким образом, мы добиваемся максимальной прозрачности и эффективности расходования средств. Все суммы, перечисленные Малым театром в рамках контракта, будут направлены именно на возрождение Смоленской крепостной стены», — приводит его слова пресс-служба министерства культуры.
Оставить комментарий