Александринский театр завершает свой 262-й сезон последним показом спектакля Валерия Фокина «Ревизор». Это случится 28 июня. После чего легендарная постановка навсегда уйдет из репертуара театра. Об этом художественный руководитель «Александринки» объявил журналистам на встрече по случаю завершения сезона.
— Этот спектакль нам очень дорог, — сказал Валерий Фокин. — Он лауреат «Золотой маски» и «Золотого софита», всегда очень тепло принимается публикой. Но ему уже 16 лет, а время меняет акценты в такой «государственной» пьесе, как «Ревизор». Сегодня нужен другой Городничий, другой Хлестаков…
Впрочем, подробно останавливаться на итогах прошедшего сезона худрук не стал, он предпочел говорить о планах театра. А они грандиозны.
Для зрителей сезон стартует 14 сентября. В этот день состоится премьера спектакля Николая Рощина «Сирано де Бержерак» и открытие XII фестиваля «Александринский», который в этом году целиком будет посвящен пятилетию Новой сцены театра. Валерий Фокин подчеркивает, что ему всегда было принципиально важно, чтобы эта сцена не превратилась лишь в филиал театра. Она должна стать — и стала! — центром разных родов искусств, зоной притяжения молодежи, одним из тех мест, где в приоритете — просветительская составляющая.
Кроме того, Новая сцена — площадка для открытия новых талантов. Поэтому здесь будут продолжены режиссерские лаборатории. Но спектакли, которые они выпускают, не должны задерживаться в репертуаре театра, считает Валерий Фокин. Только такая «проточная вода», пространство постоянного эксперимента, способны наполнять театр жизнью.
В рамках фестиваля зрители увидят необычные работы Электротеатра Станиславского (он впервые прибудет на гастроли в Северную столицу). Спектакли Бориса Юхананова «Галилео. Опера для скрипки и ученого» и «Сверлийцы» соединяют оперное и драматическое начала. Разумеется, в афише фестиваля немало спектаклей и молодых режиссеров — например, «Река Потудань» Сергея Чехова, поставленная по рассказу Андрея Платонова в Пскове, «Демагог» Хуго Эрикссена по пьесе Кирилла Фокина и другие.
Из значимых премьер предстоящего сезона Валерий Фокин отметил и ожидаемую постановку Андрея Калинина пьесы Резо Габриадзе «Какая грусть! Конец аллеи…». Любопытно, что она будет сопровождаться художественной выставкой работ Габриадзе. Сам худрук сейчас репетирует спектакль «Рождение Сталина», премьеру которого зрители, по всей вероятности, увидят в феврале.
— Мне важно было исследовать, как в молодом человеке, который был в юности очень способным, рождается тиран, — говорит он. — Как умирает прежний человек — Иосиф Джугашвили и вместо него является диктатор. В главной роли занят Владимир Кошевой.
Ждут труппу и важные гастроли — участие в программе Московской театральной биеннале и в «Русских сезонах в Милане». Но главным событием предстоящего сезона станет, конечно же, XI Международная театральная олимпиада. Известно, что 2019 год в России будет объявлен Годом театра. И олимпиада претендует на то, чтобы стать его центральной вехой. Александринский театр является одним из главных организаторов этого грандиозного форума, который впервые пройдет в Санкт-Петербурге. Валерий Фокин — единственный представитель России в международном оргкомитете, куда кроме него входят лидеры театрального искусства всего мира — Тадаши Сузуки, Ян Фабр, Теодорос Терзопулос, Роберт Уилсон, Хайнер Геббельс.
Начнется олимпиада в июне и продлится до ноября 2019 года. Такой марафон, растянутый на несколько месяцев, сможет, считает Валерий Фокин, дать возможность публике увидеть лучшие достижения мирового театрального процесса. Ведь в программе показов — спектакли ведущих театров мира, в том числе — спектакли режиссеров, удостоенных Европейской театральной премии; экспериментальные работы молодых режиссеров; программа показов национальных театров России; обменная программа с Театральной олимпиадой в Тоге (Япония), а также лучшие спектакли фестивалей-партнеров — «Золотой маски», «Балтийского дома», Чеховского фестиваля и других. Примечательно, что весь фестиваль NET пройдет в 2019 году тоже в рамках олимпиады в Санкт-Петербурге.
Оставить комментарий