Проект «Здесь и сейчас!» в Манеже, сделанный в авральные сроки после встречи мэра Москвы с галеристами, директорами музеев современного искусства и кураторами, отчасти похож на мобилизацию всех сил московского современного искусства по «приказу по армии искусств»: «Свистать всех наверх!». На фоне только что завершившейся 6-й Московской международной биеннале молодого искусства это парадное построение смотрится несколько удивительно.
Здесь и сейчас по-новому заиграл эпиграф из Симоны Вейль к основному проекту молодежной биеннале: «Внимание — это самый редкий и чистый вид щедрости».
«Чего хотите?», — спросил мэр. «Хотим «Манеж», — ответили деятели современного искусства. Сказано — сделано. И вот до 20 августа в Манеже — на выставке «Здесь и сейчас!» (куратор Катя Бочавар) — представляют свои проекты, спектакли, перформансы, в том числе саунд-перформансы, книги и образовательные программы едва ли не все московские институции, связанные с современным искусством. Вход — бесплатный. Автобусами никого, к счастью, не привозят. «Здесь и сейчас!» делает ставку не на блеск и нищету мультимедийных инсталляций, а на «штучную» работу с зрителями. Несмотря на сжатые сроки подготовки проекта, для него не только выпустили газету-навигатор по выставке, которую каждый может взять при входе в Манеж, но и подготовили медиаторов, охотно, со вкусом и со знанием дела рассказывающих о проектах.
Вообще образ навигатора, равно, как и карты — ключевой в этом проекте. Хотя бы потому, что осуществляет привязку указателя «здесь» — к карте города. Этот образ подкреплен и архитектурным решением экспозиции. Константин Ларин в инсталляции Sketch up переводит модульную сетку в 3D формат и — в металлические конструкции, задавая разметку пространства и «перенос» наброска. «Сетка» становится структурой, которая «держит» экспозицию. Или — тем самым нарисованным домом, в котором «будем жить». Причем клеточки-кубики могут стать моделью и галереи, и музеев, и вполне реального дома.
Например, знаменитого «дома на ножках» на ВДНХ, где молодые кураторы превратили подъезд из «ничейного» в общее, точнее, объединяющее пространство (название проекта «Чрезвычайная коммуникация» впечатляет еще и аббревиатурой ЧК). Кроме домов, в кубиках можно обнаружить Морозовскую больницу, где в новом здании не первый год проложена ARTeрия, по которой кислород и витамины игры и искусства идут прямо в больничные палаты и коридоры (этот паблик-проект инициировала художница Марина Звягинцева), Электротеатр Станиславского и его спектакли, ВГИТИС (проект «ДНК театра»), и даже Даниловский рынок.
Блистательная Елена Ковылина повторяет в Манеже перформанс, который делала на Даниловском рынке. Сложив деревянные поддоны с нарисованными на холстах овощами и зеленью, она сидит в роли «продавщицы», ставя перед зрителем вопрос о том, чем произведения искусства отличаются от плодов земли, арт-рынок — от торговых рядов, независимый художник — от «бизнесмена». Перед нами зеркальная проекция ожиданий социума в отношении художника и искусства: если «это» нельзя съесть или как-то еще «потребить», то к чему «оно»? Сталкивание зрителя нос к носу с его подспудными ожиданиями, их наглядная визуализация и доведение до абсурдного предела, делает перформанс Ковылиной «Морковь культурная» одним из смысловых центров выставки.
Оставить комментарий