«Тайна дома с часами» — идеальный пример, как хороший бюджет вытаскивает самую бредовую идею до состояния как бы кинофильма. Режиссер Элай Рот надул воздухом пустышку, и она уже почти летает, переливаясь в луче проектора всеми цветами радуги. Но остается пустышкой, да и воздух, признаться, несвежий. Второго Гарри Поттера из десятилетнего Льюиса никак не выходит, хотя он тоже носит очки-велосипеды.
По сюжету парнишка только что осиротел, и ему придется жить с эксцентричным дядей Джонатаном (Джек Блэк) в доме с устрашающими тыквами-черепами, оставшимися со времен Хэллоуина, бродячими креслами, хищными каминами и явно с привидениями на каждом этаже. Даже младенец с первого взгляда смекнет, что в таком доме должны происходить разные странные разности. Бездна часов-ходиков на стенках — это еще полбеды, но в двери будут постоянно стучать зеленые пупырчатые щупальца, а ночами Льюису будет являться усопшая мама и лезть со своими провокационными советами. Кем потом окажется эта мама, почему не пускает в ход магию миссис Циммерман, когда-то расплавившая часы Сальвадора Дали и представшая в симпатичном обличье Кейт Бланшетт, и что за мертвеца выпустит из могилы отважный пацан, пустив в ход некромантию, — обо всем этом узнает только тот, кто высидит в зале больше половины фильма.
Почему это не так легко — отдельный вопрос. «Готический роман» Джона Беллэрса, вышедший еще в 70-х, предлагал подросткам историю про черных магов, у которых мальчик учится колдовству. Это действительно напоминает одиссею Гарри Поттера, явившегося на свет четверть века спустя, и еще неизвестно, в какой мере опыт Беллэрса вдохновлял Джоан Роулинг. Но одно очевидно: таланты авторов несопоставимы, фантазия плодовитой англичанки не в пример богаче, а главное — ее аналитический ум имел в виду вполне серьезные воспитательные цели, о каких и не подозревал ее американский коллега. Он просто стрелял в белый свет как в копеечку, не имея никакой стратегии в творчестве. Поэтому главный вопрос, который остается после фильма по его книге: «Ну и зачем все это наворотили?»
Дело не в отсутствии дидактики, которая всегда отвращает. Дело в отсутствии внутреннего нерва, который в хорошем фильме связывает зрителя с его героями, заставляет их любить или ненавидеть, переживать за них или их активно отторгать. «Дом с часами» не обладает способностью ни волновать, ни огорчать, ни радовать — он только хочет изумлять изысканными интерьерами заколдованного дома, спецэффектами, которые выглядят штамповкой, прихотливыми зигзагами мало связанных друг с другом событий. Режиссер картины Элай Рот полагает, что писающий с экрана Джек Блэк, чудесным образом превратившийся в бородатого сосунка, или Лев, сотворенный из зеленых насаждений и вечно испражняющийся на героев, должны вызывать в зале взрывы хохота. Он так свято в это верит, что делает отправление естественных нужд персонажей едва ли не лейтмотивом картины.
Фильм вызывает подозрение, что авторы все делают понарошку: населяют сюжет персонажами, потому что так принято, заставляют героев действовать, потому что надо же им что-то делать, и вообще снимают кино не по-настоящему, а «как бы»: нужно кричать «Мотор!», а что из этого выйдет — посмотрим.
Малолетний герой картины Льюис бредит Капитаном Полночь — популярным еще с 30-х годов персонажем радиосериалов, комиксов и фильмов, военным летчиком, который выполнял функции тогдашнего Супермена, приходя на помощь страждущим. У него герой заимствовал свои летные очки, но это, пожалуй, и все — более осмысленных отпечатков в сюжете Капитан не оставил. Персонажи фильма тоже являются и исчезают, ничего заметного не предприняв и не оставив следа ни в фабуле, ни в памяти. Как, например, Тарби, школьный дружок Льюиса, почему-то уведший действие в палестины школьных президентских выборов — они здесь смотрятся ни к селу ни к городу. Или даже вставший из гроба полусгнивший колдун м-р Айзек Айзард: он производит страшные разрушения и в доме, и в сюжете, впивается провалом рта в соблазнительные губы своей былой невесты, но в зрителе вызывает не ужас, а всего только рвотный позыв. Едва в фильме возникает подобие интриги, как мы уже заранее знаем, чем она кончится: вот запретил дядька пытливому Льюису открывать заветный шкаф — и всем сразу ясно, что шкаф будет открыт. Фабула сколачивается из хрестоматийных, отработанных и насквозь знакомых фабульных ходов, из чего-нибудь и как-нибудь. Такое кино всегда напоминает свалку сюжетных отходов и уже получило прилипшую к нему характеристику: «трэш». Унылое впечатление умножает адекватный фильму дубляж: плохо играющая американская детвора озвучена российской детской художественной самодеятельностью.
Элай Рот как режиссер известен совместными работами с Квентином Тарантино — «Бесславные ублюдки», «Грайндхаус». Его самостоятельные фильмы куда менее известны — как, например, садистское киноупражнение под названием «Тук-тук» (в оригинале) или «Кто там?» (в нашем прокате) — своего рода любительский вариант «Забавных игр» Ханеке. Среди предтеч его стилистики можно обнаружить даже Тима Бертона — и что? В сказке про Царевну-лягушку Василиса Прекрасная умела махнуть рукавом — являлось озеро с лебедями, ее злобные сестры пытались повторить чудо — только сыпались обглоданные кости. Примерно такого результата каждый раз добивается Рот, пускаясь в самостоятельное плаванье.
Оставить комментарий